ВЗГЛЯД НА МИР И САМОГО СЕБЯ 

СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСКУССТВА

 

4 5Мир театра с давних пор обладает магической властью и особенной притягательностью для людей. Одни хотят быть актерами, другие, наоборот, предпочитают роль зрителей.

 

Категорически не соглашусь с теми, кто считает, что театр нынче «не в моде» и что процесс знакомства с тем или иным произведением искусства можно упростить посредством современных благ цивилизации. Многие зрители предпочитают смотреть  именно «живую» театральную постановку, нежели увидеть эту же пьесу в формате кинофильма. Как писал Николай Гоголь, особая впечатляющая сила сценического искусства  в том, что все зрители разом могут «потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом».

А знаменитый француз Виктор Гюго размышлял так: «Театр не есть страна реального. В нем картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из земли. Театр в то же время есть страна настоящего: на сцене человеческие сердца, за кулисами человеческие сердца и в зрительном зале – человеческие сердца».

В канун международного  праздника всех театральных работников, отмечаемого во всем мире 27 марта, наш корреспондент побывал в гостях у Даргинского музыкально-драматического театра, где в разговоре с его директором Рупатом Чараковым приоткрыл кулисы в этот завораживающий мир искусства.

– Рупат Магомедович, редкий драматический спектакль обходится сегодня без музыки. Вот и наш Даргинский театр является музыкально-драматическим.

– Хочу отметить, что изначально все национальные театры нашей республики были драматическими. Но так как наш зритель в силу своего менталитета лучше воспринимает спектакли с музыкой, песнями и танцами, все директора театров обратились в Министерство культуры РД с  инициативой преобразовать театры в музыкально-драматические. Предложение было одобрено, и нам предоставили возможность увеличить штаты сотрудников театра, а именно музыкантов.  Таким образом, Даргинский театр, образованный в 1961 году как драматический, после 1996 года стал музыкально-драматическим.

– История театра, несомненно, написана актерами, режиссерами, композиторами ... Расскажите о них.

– Театр – это увеличительное стекло, через которое актер нам показывает всю сущность бытия: радость, горе, мечты, жизнь людей вокруг нас.  Сегодня, к сожалению, театральную школу не сравнить с советской. Поэтому я очень рад тому, что в наших рядах есть такие корифеи театра, как: народный артист РФ Наби Ибрагимов и режиссер-постановщик Нариман Алиев, являющиеся выпускниками 1-й национальной Даргинской студии при Ереванском художественно-театральном институте; заслуженная артистка РФ Сапият Абдулмуслимова и Загидат Мусаева, выпускницы  2-й студии при Ереванском художественно-театральном институте; заслуженный деятель искусств РД и РФ Мустафа Ибрагимов и заслуженный артист РФ Саид Алибеков, окончившие Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии и многие другие.

4 0Я сам также являюсь заслуженным артистом РФ и выпускником вышеупомянутого Ленинградского института, заведующим кафедрой которого был народный артист СССР, Дагестана и Грузии, гениальный театральный режиссер Георгий Товстоногов.

– Назовите имена молодых и подающих надежды актеров, которые в последние годы пополнили состав театральной труппы?

– Многие артисты, окончившие театральное отделение кафедры культуры ДГУ, сделали свои первые шаги на сцене нашего театра и, показав свой несомненный талант, полюбились зрителю. В их числе заслуженные артисты РД: Рашидат Исмаилова, Аминат Дациева, Магомедшамиль Шамилов, Саният Каримова, Гасанкади Рабаданов, а также Хузаймат Ибрагимова, Минатулла Гусенов, Айшат Абубакарова и многие другие.

– Где в основном проходят гастроли театра?

– Так как в репертуаре театра присутствуют произведения не только советских и дагестанских драматургов (в том числе для детей), но также русская и зарубежная классика, наш театральный коллектив принимают на «ура» и за пределами Дагестана, в таких городах, как: Санкт-Петербург, Баку, Казань, Самара, Владикавказ, Астрахань, Элиста, Саранск и во многих других. В Дагестане свои спектакли мы показывали в Левашинском, Дахадаевском, Сергокалинском, Кайтагском, Каякентском, других районах и городах республики, благодарный зритель которых также принимал нас очень тепло.

– Какими постановками вы обещаете  порадовать зрителей  в текущем сезоне?

– В начале следующего месяца зрители увидят постановку дипломного спектакля по пьесе Жана-Батиста Мольера «Лекарь поневоле» в режиссуре талантливого студента Ленинградской театральной академии Рабадана Ильясова.   В конце апреля также ожидается выход в свет постановки «Банкрот» по пьесе Александра Островского, ее готовит художественный руководитель театра Мустафа Ибрагимов.

4 3– Всех любителей театрального искусства волнует, когда же, наконец, завершится реконструкция здания театра, пострадавшего от пожара 18 июня 2007 года?

–  Завершение восстановительных работ  планируется этим летом. Около 90 млн. рублей было выделено из федерального и республиканского бюджетов на приобретение строительных материалов и механооборудования, установкой которого занимались специалисты из Краснодара и Санкт-Петербурга. Они также занимаются подготовкой сценических декораций, крутящейся сцены, установкой подъемников, прожекторов, звукового оборудования и т.д. Всеми делами, связанными со строительством, руководит начальник отдела государственных программ Мухтар Курбанов.

4 2На данном этапе почти завершены внутренние работы по отделке зала и вестибюля, строительный монтаж сцены, начинается установка зрительских кресел. Новый зал будет рассчитан на 260 мест. Театр в понимании артистов и зрителей должен быть современно оборудованным и в то же время классическим, его внутреннее убранство и архитектура должны быть соответствующими.

4 1– Ваши пожелания и наставления коллегам накануне Всемирного дня театра?

– Как гласит бессмертная заповедь актера, режиссера и создателя уникальной актерской системы Константина Станиславского: «Театр – это, прежде всего, философские идеи, высказанные сценическим языком». Главное здесь – не потерять себя настоящего, потому как сценический образ создается «из самого себя», с помощью лица, голоса, тела, душевного мира, своих нервов и способности мыслить и чувствовать, жизненного опыта. События, которые в пьесе драматург описывает словами, на сцене оживают. Помните, что в конечном результате нашего творчества мы создаем подлинно продуктивное действие, тесно связанное с потаенным, порой читаемым лишь между строк, замыслом пьесы. На глазах у зрителей действуют, живут и борются живые люди – они-то и привлекают зрителей в театр, чтобы прожить действо вместе с лицедеями сегодня: здесь и сейчас.

4 4Я хотел бы поблагодарить всех, с кем мне посчастливилось поработать: замечательных артистов, постановщиков и композиторов, а также всех работников, создающих костюмы и декорации, направляющих свет и наполняющих сцену звуком и, конечно же, наших любимых, дорогих зрителей. Потому что театр жив, пока есть люди, желающие взглянуть на мир и самого себя сквозь призму искусства.

P.S.: Поздравляя от лица благодарных зрителей, от всей души желаю творческому коллективу театра прекрасных представлений и ярких эмоций, пусть театральное творчество вдохновляет вас и наполняет энергией. И если жизнь – это игра, а все мы в ней актеры, тогда я желаю каждому выбрать в жизни ту роль, которая по душе, и сыграть ее безукоризненно и блестяще.

Маргарита ТЕМИРОВА.