ВЕРИТЬ ВОПРЕКИ

3-2

Международный день театра для коллектива единственного в мире Даргинского театра им. О. Батырая – праздник специфический, несмотря на свою непосредственную адресованность. Непросто говорить о профессиональном дне, когда нет полноценных условий для оттачивания и совершенствования этого самого профессионализма: затянувшийся уже на 8 лет ремонт здания, не позволяет артистам в полной мере продемонстрировать зрителю мастерскую игру, создать прекрасную и волнительную иллюзию обмана, без которой актерское искусство как таковое просто не имеет смысла.

Наши беседы с художественным руководителем театра Мустафой Ибрагимовым на протяжении уже нескольких лет неизменно вращаются вокруг одной и той же темы: я спрашиваю, что нового появилось в репертуаре театра за энный период, а Мустафа Абдиевич, отвечая, обязательно поясняет: «Мы выбрали эту пьесу, потому что она камерная, не требует частой и быстрой смены декораций, особых эффектов с освещением, ведь условия не позволяют». И в этой фразе – «условия не позволяют» – его боль за любимую работу + творчество + дело всей жизни, которое не удается поднять на должный и, безусловно, заслуженный уровень, на ту высоту, которой достойно, без сомнения, любое искусство. А в том, что театр – это искусство сомневаться не приходится, хотя скептики твердят про «вчерашний день» и «специфичность репертуара», и «узкую национальную направленность». В этом артистам Даргинского театра и впрямь не позавидуешь. Помимо проблем, традиционно присущим провинциальным театрам, имеют место быть еще и трудности, характерные театрам национальным. Население маленького города, в отличие от жителей столиц и крупных городских округов, ставит вопрос организации собственного культурного досуга чуть ли не последним в длинной иерархии личных потребностей. Так выходит, что за бесконечными бытовыми и рабочими хлопотами и заботами, вопросами материального благополучия и мелкими насущными проблемами не остается времени для собственного духовного обогащения и культурного просвещения. Печально, но даже если сравнить количество зрителей нашего Даргинского театра и Саратовского театра драмы, в котором я бываю по мере отъезда на сессию, то у такой же провинции – города Саратова театралов в разы больше. И это притом, что спектакли идут почти каждый вечер в 18:00, аккурат после окончания рабочего дня, а значит, культурный отдых после работы – вовсе не бред больного сознания, а вполне себе реальная вещь. У нас же приходится преодолевать не только явное предпочтение населения более массовым и простым формам проведения досуга – телевизору, компьютеру, бесконечным концертам сменяющих друг друга эстрадных звезд, но и толки национального характера: зачем, например, ходить в Даргинский театр представителям других национальностей, ведь все равно невозможно будет понять ни слова. На самом деле, в этом все волшебство силы искусства – каким-то непонятным и, скорее всего, неземным способом, оно доходит до каждого сердца и заставляет сочувствовать, сопереживать, восхищаться, на каком бы языке ни доносились со сцены слова.
Так и коллектив Даргинского театра, оперируя наречиями «несмотря на» и «вопреки», продолжает работать и готовить для зрителя сюрпризы. Таким сюрпризом и данью памяти священной для каждого россиянина даты – 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне станет спектакль «Материнское сердце», который планируется завершить к концу апреля – началу мая. Пьеса осетинского драматурга Раисы Хубецевой говорит о вселенском масштабе трагедии войны, показанном в рамках одной семьи, и даже уже – глазами одной матери. Все матери равны, и смерть ребенка – самая страшная боль для каждой из них, будь то многодетная Баху из дагестанского аула (героиня пьесы), или Марты из немецкой деревушки. И нет ничего горше, чем видеть, как гаснет тепло домашнего очага и прерывается род, пока за окном взрываются снаряды, и льется кровь за какое-то невиданное и абсурдное обещание счастья. Еще одной премьерой станет спектакль «В отчем доме» по произведению Георгия Хугаева. Его главной темой является вопрос уважительного отношения к старшему поколению, который, к сожалению, со временем становится все более острым.

3-7Также Мустафа Абдиевич рассказал о предстоящей поездке театральной труппы в Астрахань на фестиваль «Верую». Как и следует установленной К. Станиславским системе, артисты Даргинского театра надеются, что представленным ими спектаклю «Черная бурка» астраханские зрители скажут несомненное: «Верю».

 

Муминат МАГОМЕДОВА.