В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

 

6-2Сегодня, как и во все века, педагог – это не только хранитель знаний, образец поведения и подражания для детей, но и мастер – вдохновитель, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования.

 

Это идеальный образ, соединяющий в себе мудрость годов и опыт многолетней практики. А как же быть молодому педагогу, как найти себя, свою уникальную методику и подход к детям?

Героиня моего очерка – учитель английского языка МКОУ СОШ № 1 Заира Джамаладинова также относит себя к этой категории учителей. Эта молодая и красивая женщина в свои годы уже имеет учёную степень кандидата филологических наук, она – полиглот и человек с креативным взглядом на жизнь, творчество и учение. Но, обо всём по порядку!

Заира – дитя ставропольских степей, дочь Заслуженного врача Дагестана Али Абдуллаева. По планам знаменитого отца единственная дочь в семье также должна была пойти по его стопам. Но юную Заиру, которая всегда успешно участвовала в школьных олимпиадах по английскому языку, потянуло именно в эту «степь». (Да и вида крови, как признается героиня очерка, в школьные годы она очень боялась).

Поступая в пединститут на факультет иностранного языка (английское отделение), Заира даже не планировала становиться учителем, но в процессе учёбы и практики школа стала её вторым домом.

Мечтой Заиры было поступление в аспирантуру. Изучая английский и французский языки в институте, девушка  не забывала и о своем родном. «Даргинское наречие не так популярно в Ачикулаке, откуда я родом. Переехав же ещё в детстве с родителями в город Избербаш, я стала слышать его чаще. Понимая, что плохо владею родным языком, я поступила соискателем на факультет кавказских языков и стала изучать мекегинский диалект. Написала и защитила диссертацию по этой теме и получила учёную степень», – говорит педагог.

В 2001 году Заира Алиевна в течение года работала по специальности в СОШ № 12, а после и по сей день посвящает себя учению детей с 5 по 11 классы в СОШ № 1. На мой вопрос:  «С какими сложностями в своей работе вы сталкиваетесь?» педагог ответила следующее: «Самая большая сложность для всех учителей английского языка – это предоставить возможность ученикам раскрыться. Чтобы хорошо знать иностранный язык и говорить на нём в совершенстве, нужна практика – общение с носителями этого языка. Но в данном случае мало у кого есть возможность ездить в англоязычные страны и общаться с иностранцами. Лично я нашла выход из этой ситуации с помощью интернет ресурсов и приложения Тandem. Это сообщество людей, стремящихся повысить уровень знаний иностранных языков. На одном из уроков был устроен своеобразный телемост, на котором мои ученики общались на английском языке с молодым человеком из Филиппин. Признаюсь, поначалу я думала, что моя затея едва ли увенчается успехом, но впоследствии убедилась в обратном: восьмиклассники ничуть не стеснялись, не боялись говорить с совершенно незнакомым человеком за сотни тысяч километров от нас. Наоборот, собеседники быстро нашли общий язык и интересные темы для разговора (футбол, вольная борьба), причем иностранец совершенно не знал русского языка. Диалог состоялся, пусть и с моей небольшой помощью, но это того стоило!

Также для общего развития педагог на уроках часто применяет и рекомендует программу PazzleEnglish, где вне урока можно практиковаться в изучении языка. Работая с видео- и аудиопазлами, грамматикой, тренируются навыки аудирования и английского произношения. «Программа изучения английского языка в школах сейчас усложнена и одних уроков для успешного его изучения, я считаю, мало», – говорит Заира Алиевна. В связи с этим практика школьникам нужна постоянно, изо дня в день. Тем более что дома и в школе дети общаются только на русском и на родном языке, таким образом помнить английскую речь без её регулярного употребления в жизни становится проблематично».

Участие в фестивалях, семинарах, конференциях, мастер-классах, конкурсах, а также открытые классные часы и другие мероприятия – всё это в стиле Заиры Алиевны. «Написать план урока и провести его так, как написано – это как минимум скучно, особенно для детей. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание и донести информацию до каждого, нужно идти в ногу со временем!», – подытожил педагог.

Проводя большую часть дня в школе, Заира Алиевна успевает уделить внимание и собственным детям, благо все четверо сыновей многодетной матери-педагога учатся в школе № 1 со 2-го по 11-й класс. Оказалось, секрет успеха прост: «Я не хочу даже нечаянно обидеть ребенка, не хочу стать плохим учителем, которого ученик запомнит на всю жизнь именно за ту обиду, причинную в детстве. Нужно дать каждому учащемуся возможность развиваться, направить его в правильное русло, помочь и поддержать. А ещё хочется, чтобы дети с радостью шли на урок и после окончания школы вспоминали добрым словом. Ведь чтобы тебя любили, любовь надо заслужить».

 

Маргарита ТЕМИРОВА.