5 0

ЖИЗНЬ, ПРОЖИТАЯ В ТЕАТРЕ

 

16 октября исполняется 70 лет народному артисту Дагестанской АССР, заслуженному артисту России Рупату Чаракову. Из семи десятков прожитых лет больше половины он посвятил работе в театре. 31 год является бессменным руководителем Даргинского театра им. Омарла Батырая.

 

За годы своего существования театр имеет множество наград и регалий. Это, как и признание зрителя, является лучшим показателем плодотворной, терпеливой и кропотливой работы коллектива под руководством Рупата Чаракова. Не раз драмтеатр занимал первые места среди театральных коллективов республики, а спектакли, в которых играл юбиляр, вошли в золотой фонд сценического искусства Дагестана. Но давайте обо всём по порядку, не будем забегать вперёд.

Рупат Чараков  родился в семье заслуженного учителя Дагестана Магомеда Чаракова и бухгалтера Райганат Алибековой. Был единственным ребенком. После окончания школы служил в армии. Сначала полгода учился в Риге в авиационной школе, затем продолжил службу в Казахстане в г. Семипалатинске, где он вместе с другими солдатами обслуживал бомбардировщики ТУ-95. Всегда дружил со спортом, занимался танцами, фехтованием, акробатикой, вольной борьбой, одним словом, не сидел на месте. После службы в армии поступил на математический факультет ДГУ, но, не окончив и  1-й курс, ушел из университета в поисках своего призвания. А нашел он его в актерском деле.

– Расскажите, как это было? – спрашиваю я Рупата Магомедовича.

– Дело в том, что еще со школьных лет я был задействован в художественной самодеятельности: танцевал, пел в школьном квартете «Далалай», который с произведениями Расула Гамзатова объездил всю республику и не только. Часто выступал на сцене, оттачивая, как оказалось, свои первые артистические навыки. И даже не подозревал, что еще тогда мой односельчанин, учитель родного языка, а ныне большой друг и коллега по театру Мустафа Ибрагимов пристально наблюдал за моим становлением.

До сих пор помню ту судьбоносную встречу с ним в Махачкале перед пединститутом на улице 26 Бакинских комиссаров. Оказалось, что профессор кафедры режиссуры Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии, мой будущий мастер Аркадий Кацман отправил его – студента режиссерского курса для дополнительного набора актеров на характерные роли. Мустафа Абдиевич, встретив меня, настоятельно советовал поехать в Санкт-Петербург и не упустить такую уникальную возможность. В итоге из шестерых претендентов на поступление на курс Кацмана выбрали одного меня. Так и началась моя учеба в Ленинградском театральном институте.

– Кто обучал вас актёрскому мастерству?

– Я благодарен судьбе за то, что мне посчастливилось учиться у заслуженных деятелей искусств РСФСР – великого режиссёра и театрального педагога Аркадия Иосифовича Кацмана и у гениального мастера по сценическому движению, актера и режиссера Ивана Эдмундовича Коха. Преподавал нам и заведующий кафедрой сценической речи Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, профессор Куницын Александр Николаевич.  Хочу особо отметить, что художественным руководителем кафедры у нас в то время был народный артист СССР и Грузии, директор Ленинградского драматического театра в Санкт-Петербурге, уважаемый всеми человек и театральный режиссер Товстоногов Георгий Александрович.

– Кто для вас  был примером для подражания, кумиром сцены?

– Это замечательный актер кино и Ленинградского драмтеатра, народный артист СССР Копелян Ефим Захарович, к которому все студенты, в том числе и я, ходили на спектакли и репетиции, перенимая мастерство. Также играл на сцене драмтеатра и народный артист СССР, актёр театра и кино, педагог, Герой Социалистического труда Стржельчик Владислав Игнатьевич. В памяти надолго сохранились его роли Цыганова в «Варварах» Максима Горького, Кулыгина в «Трёх сёстрах» Антона Чехова, Грегори Соломона в «Цене» Артура Миллера, комическая роль князя Вано Пантиашвили в «Хануме» Авксентия Цагарели и т.д.

5 1– Рупат Магомедович, Вы помните свою первую и крайнюю роли? И сколько их всего было?

– Моя первая роль на сцене Даргинского музыкально-драматического театра им. О. Батырая – это образ Рашида в спектакле «Трудное счастье» (1977 г.). Там мы вместе с артисткой драмы Марзият Шапиевой сыграли супругов, в семейной жизни которых случалось множество перипетий.

Вообще у меня было мало комических и второстепенных ролей, в основном мои герои были либо отрицательные, либо положительные, но самое главное – все они характерные, сильные личности, находящиеся в центре сюжета спектакля.

Созданных на сцене образов у меня более 35. Многие из них – очень яркие и даже мистические! Пластично, с некоторыми цирковыми трюками, мною был создан образ Мефистофеля («Святой и грешный»), здесь моим партнером по сцене был заслуженный артист РФ Муслимбек Кемцуров.

Я выступал в роли представителя обвинения в суде в спектакле «Прокурор». Он был показан на фестивале болгарской драматургии, в результате я был награжден как победитель дипломом Министерства культуры СССР.

За роль обвиняемого в психологической драме «Момент истины» мне присудили республиканскую премию им. Гамзата Цадасы. Играл также отставного капитана («Свадьба»), серого волка («Черная бурка»), великого иранского полководца-завоевателя Надир-шаха («Мать изменника») и т.д. Кстати, это и была моя крайняя роль, премьера спектакля состоялась в декабре 2005 года.

– Есть ли у вас универсальный способ перевоплощения?

– Перед началом спектакля я обычно ни с кем не общаюсь. Мне необходимо посидеть в тишине, чтобы прокрутить в голове кинопленку всего спектакля. Еще один нюанс, я нахожу своих «героев» на улице: это все живые, реальные люди со своим мировоззрением, жизненными принципами и нормами морали. Наблюдая за поведением прототипа, я проецирую его на сцене. Поэтому неудивительно, что зрители зачастую узнают себя в театральных персонажах.

– Я знаю, что Вы снимались и в кино …

– Да, все верно, я снялся в художественных фильмах «Снежная свадьба» (киностудия Довженко), «Тайны рукописного Корана» (киностудия Северной Осетии), «Шамиль» (киностудия Мосфильм). Во всех фильмах у меня были интересные образы, непохожие друг на друга. Я систематически работал над своим голосом, над профессиональной техникой мастера сцены, чтобы соответствовать им.

– Каково это быть директором театра?

– Так сложилась судьба, что проработав актером 7 лет, я был приглашен на должность заведующего Отделом культуры с. Сергокала. А в 1987 году бывший директор театра Магомедов Баганд Холодаевич покинул свой пост, и учреждение предложили возглавить мне.

Возвращение в родной театр было для меня грандиозным событием. Став руководителем, я приложил много усилий для оснащения театра современным оборудованием, лично встречаясь с коллегами по искусству из Казахстана, Тбилиси, Баку, Москвы, Санкт-Петербурга и т.д. Но при этом я оставался актером, любящим свою профессию, и продолжал дарить зрителям новые образы на сцене.

Как сегодня помню, 12 апреля 2002 г. мы в присутствии высокопоставленных гостей торжественно открыли двери театра после его реконструкции. Радости нашей не было предела, но спустя 5 лет случилось страшное горе – сгорел театр. Мое детище, в какой-то мере смысл моей жизни, было в руинах, обожженное беспощадным пламенем. А в душе боль личной трагедии и горечь от непонимания окружающих. Но я – мужчина, и мог выплеснуть свои эмоции лишь наедине с морем, куда бежал прочь каждую ночь.

Сегодня долгожданного восстановления театра ждут все его артисты, зрители и, конечно же, я сам. Понимаю, что только в сказках птица Феникс возрождается из пепла, но я уверен, что наш театр, как горный орел, еще воспарит в своем гордом полете.

Конечно, сложно и очень неудобно репетировать и играть на малой сцене, но как говорится в пословице «Плохому танцору – ноги мешают». Это не про нас. Регулярно проходят сдачи новых спектаклей режиссерами театра, гастроли и выезды. Коллектив приобрел новых зрителей в Астраханской области, Ставропольском крае, Республике Калмыкия, Ингушской республике и, конечно же, в селах Дагестана. Со спектаклями «Шутки Чехова», «Мать изменника», «Черная бурка», «Мой Дагестан», «Насилие», «Материнское сердце», «Гуглахай» наши артисты побывали на почетных Международных и российских фестивалях.

5 2– Спасибо большое за интервью, а напоследок я хочу зачитать вам  поздравление с юбилеем от любящего вас коллектива театра. «Уважаемый Рупат Магомедович! Благодаря яркому, самобытному таланту Вы создали немало колоритных и глубоких сценических образов. Надеемся, что вдохновенное служение искусству на посту директора Даргинского музыкально-драматического театра и в дальнейшем будет насыщено столь необходимой ныне духовной составляющей, неизменно находящей живой отклик в благодарных сердцах Ваших зрителей. Желаем Вам долгих лет жизни, крепкого здоровья, неиссякаемой любви к жизни и театральному искусству!».

Ps. За достигнутые успехи в развитии театрального искусства, высокий профессионализм, многолетний добросовестный труд и в связи с 70-летием со дня рождения Чараков Рупат Магомедович представлен к награждению медалью «За доблестный труд».

 Маргарита АРСЛАНБЕКОВА.

Яндекс.Метрика