Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

 

ПОКАЗЫВАЛ МАСТЕР-КЛАСС НА ВДНХ

 

19 1В 60-е годы прошлого столетия в Избербаше среди молодёжи самыми популярными специальностями были профессии токаря и фрезеровщика. Им обучали школьников на городской станции юных техников, которая находилась на территории нынешнего филиала Даггосуниверситета. Здесь же свои первые навыки токарного дела получил и учащийся средней школы № 3 Алибулат Алибулатов у преподавателя В. Китаева. Парнишке очень интересно было вытачивать на станке из металла с помощью резца различные изделия. И когда в конце учебного года классный руководитель М. Шапранов объявил о том, что на ДагЗЭТО принимают учеников токаря, Алибулат одним из первых изъявил желание пойти учиться этой специальности.

 

Тогда в отличие от нынешнего времени в городе хорошо были развиты нефтяная и машиностроительная промышленности, рабочие специалисты везде требовались. Их подготовке на ДагЗЭТО уделялось большое внимание. Молодых обучали не только опытные станочки, но и в учебных аудиториях на теоретических занятиях инженерно-технические работники. Многие учились также в вечернем механическом техникуме, который в дальнейшем Алибулат тоже окончил. Но вначале практические навыки он получил у русского токаря А. Алышева. Многому научился также у других классных токарей – Стародубцева, Говорухи, наставника молодёжи начальника цеха А. Джафарова и других специалистов. Они научили его работать также на всех имевшихся в цехе металлорежущих станках,  в результате Алибулат стал специалистом широкого профиля. Позже он сам, работая в АТЦ «Дагнефть», свои знания щедро передавал и своим ученикам Хазравову, Назаренко и другим ребятам.

Профессия токаря, полученная на заводе, Алибулату пригодилась, и когда его призвали на службу в ряды советской армии. Здесь его направили в механические мастерские, в которых ремонтировалась военная техника. Для неё на токарном станке он делал болты, гайки, обтачивал и шлифовал цилиндры и коленчатые валы на автомобильные двигатели и приобрёл большой опыт по их ремонту. В его высоком мастерстве убедился и командир части, когда ему  Алибулат отремонтировал шариковую авторучку. В ней испортился механизм, по которому двигались четыре цветных пишущих стержней. Алибулатов ручку исправил, выточив на станке из бронзы пластинку и просверлив в ней отверстия для стержней. Выполненная им работа была такой тонкой и ювелирной, что командир восхитился его умением, объявил ему благодарность, присвоил ему пятый квалификационный разряд и поощрил отпуском.

Приобретя в армии опыт по ремонту автомобилей, Алибулат после демобилизации не стал возвращаться на ДагЗЭТО, а устроился токарем в автотранспортный цех объединения «Дагнефть», на балансе которого числилось большое количество автомобилей разных марок.   В коллективе насчитывалось около 300 человек и все они  с большим уважением относились к  Алибулату за его мастерство и трудолюбие и даже избрали его председателем цехкома профсоюза.  Профорг активно защищал интересы работников предприятия перед начальством и местной властью. Как коммунист он также деятельно участвовал в жизни партийной организации и по направлению горкома партии был зачислен на заочное отделение Ростовской высшей партийной школы. После её окончания работал секретарём партийной организации в том же цехе, а в последующем освобождённым председателем профкома управления буровых работ объединения «Дагнефть».

Но стать управленцем Алибулату не суждено было, так как управление буровых работ, как и нефтегазодобывающее предприятие, из-за сокращения финансирования нефтяной отрасли республики было ликвидировано. Алибулатов снова вернулся за токарный станок, на этот раз на городском автотранспортном предприятии. Здесь о нём, как о высококлассном мастере, заговорили после того, как одному из водителей на рулевое управление для сигнального механизма из оргстекла он выточил круглую пластинку с резьбой. Делать её никто из токарей не брался, так как они не знали, как крепить заготовку на станке и обработать её. Алибулат же придумал, как это сделать, и выручил водителя, оказавшегося в затруднительном положении.

 Как изобретатель и рационализатор он прославился и во время работы в АТЦ «Дагнефти». Здесь для обработки негабаритных и громоздких деталей и повышения производительности труда он придумал и сделал десятки приспособлений, за что дважды удостаивался поездки как лучший рационализатор на ВДНХ СССР и показывал там мастер-класс другим приезжим.

Не утратил Алибулат своего мастерства и в постсоветское время, когда в городе из-за развала отечественной промышленности остановились ДагЗЭТО, другие предприятия, и тысячи рабочих, оставшись без работы, занялись кто торговым бизнесом, кто другими делами. Он же не захотел изменять своей профессии и поехал на север, где нужны были токари. Проработав там несколько лет, он снова  вернулся в город и устроился по своей специальности в прокатно-ремонтный цех ОАО «Дагнефть». Здесь он один обслуживал девять токарных, фрезерных и металлорежущих станков, так как работать на них было некому. Да и заявок для обработки на них изделий мало поступало, так как в акционерном обществе бурились всего две скважины, и с изготовлением необходимых деталей для ремонта оборудования А. Алибулатов успешно справлялся.

В городе сейчас после развала прежней системы подготовки рабочих кадров молодых нигде не учат на токарей и фрезеровщиков. Так что А. Алибулатов единственный человек не только в городе, но и в республике, который в совершенстве знает токарное дело. Поэтому к нему для ремонта испорченных узлов на автомобили, тракторы люди приезжали со всех ближайших районов и городов. К нему из Махачкалы обратился даже человек, которому понадобилось обработать квадратное изделие. От этого отказались все токари, к которым тот обращался, говоря, что у них нет такого патрона, в котором можно было бы заготовку зажать и обточить. Алибулат же придумал, как её обработать на своём станке и удивил приезжего своей изобретательностью. Другому клиенту он сделал с помощью резца деталь на иномарку с левосторонней резьбой в дюймах на 18 ниток, за изготовление которой также  никто не брался.

Мастерство А. Алибулатова, действительно, удивляет и восхищает. Но ещё больше удивляет то, столько лет отдав производству и работая на государство, он даже не удостоился звания ветерана труда, так как отраслевые награды, которые у него имеются, сейчас не дают ему такого права.

К сожалению, сейчас такой уникальный мастер в прокатно-ремонтном цехе больше не работает из-за сокращения производства и рабочих мест в ОАО «Дагнефть». Но Алибулат всё же не сидит без работы. Знающие его люди постоянно обращаются к нему за помощью для ремонта автомашин, и мастер никому не отказывает в этом.

Абдулла МАГОМЕДОВ,

член союза журналистов РФ.

Яндекс.Метрика