Внимание! Выполняется обработка и размещение фотографий.

  

КАК БОРОТЬСЯ С ГИДРОЙ ТЕРРОРИЗМА? 

 

4 1Начиная с конца 90-х годов, в Дагестане регулярно проходят спецоперации против религиозных экстремистов и террористов, прикрывающихся знаменем «чистого» ислама. После физического уничтожения очередного «амира» того или иного города или района, буквально в тот же день его заменял следующий, и охота начиналась заново. Происходило, и, возможно, сегодня происходит такое, что постоянно, исподволь в Дагестане идет подготовка новых и новых адептов экстремизма, нового и нового «пушечного» мяса – молодых людей, готовых погибнуть за идею, внушенную им салафитскими «имамами». Перед нами была и сейчас стоит гидра терроризма. В соответствии с древними мифами, если отрубить у гидры одну голову, то вместо нее сразу вырастают три головы.

 

Сегодня всех уничтоженных или захваченных террористов связывают с ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). Религиозная доктрина салафизма более-менее изучена специалистами, и четко прослеживаются его отклонения от традиционного, «мирного» ислама. Идеология же террористического «исламского государства», созданного в Сирии и Ираке в 2011 году, сегодня близкого к окончательному уничтожению, не проанализирована в достаточной степени. Слишком много красочных постановок с убийствами ни в чем неповинных людей, очень активное вовлечение в антигосударственную незаконную деятельность молодых людей со всего мира. Слишком много подозрений в привязках террористов к Западу – от их финансирования до организации «коридоров» для ухода экстремистов из зон боевых действий. В последнее время в Дагестане практически не происходит террористических актов. В этом, с одной стороны, заслуга правоохранительных органов, которые гораздо более активно и последовательно, чем раньше, вылавливают ячейки боевиков, в том числе «спящие». Именно члены «спящей» ячейки, «разбуженной» для определенной цели её кураторами летом 2016 года, убили братьев Нурбагандовых. Органы правопорядка не ждут, когда «проснется» очередная ячейка террористов, а выявляют их до попытки совершения преступления.

Практическое отсутствие террористических актов на территории Дагестана, с другой стороны, можно объяснить и тем, что кураторы группировок, засевших в республике, сегодня ставят перед собой совершенно иные задачи. Есть большие опасения, что в определенный момент будет дана команда, и эти ячейки сумеют оперативно мобилизоваться и начать террористическую деятельность. Мы сегодня не сможем даже оценочно назвать вероятное количество такого рода ячеек по России. По мнению кандидата политических наук, президента Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» Саиды Сиражудиновой, точное количество подобных ячеек определить сложно. «Группа риска» достаточно большая, информационно-пропагандистская, дистанционная сетевая, и адресная работа на настоящий момент не останавливается, а усиливается. Члены радикальных группировок, вместо того, чтобы работать над собой, попадают в паутину политизированной идеологии, не думают, как изменить себя, выискивают недостатки в обществе, в политике, в людях, – отметила Саида Валерьевна. – Необходима своевременная, целенаправленно и систематическая работа с группой риска, но здесь требуются новые подходы и специалисты». Следует обратить внимание на то, что география происхождения боевиков расширяется. Не так давно была обезврежена большая ячейка террористов, часть которых проживает в столице России, а другая часть – в республиках Средней Азии.

Как сказала Саида Сиражудинова, «радикальная идеология обращается к уязвимостям, вызывая к идеалам справедливости, здесь же вступает в противоречие с ними. «Группа риска» не уменьшается, под давлением она просто временно затаилась, и существует вероятность того, что в любой непредсказуемый заранее момент, представители итак недовольной группы, тем более настроенные и подталкиваемые берутся за оружие. Мощная пропаганда и информационное воздействие, влияние членов группы и экстремистская идеология играют свою роль, проявляя свое влияние на свою аудиторию, демонстрируя его миру». Меняются и способы вовлечения молодых людей в идеологию экстремизма. Было время, когда каждому новообращенному исподволь, шаг за шагом внушали основы исламской веры, поначалу довольно последовательно и в соответствии с канонами «традиционного» ислама. И только после того, как человек искренне уверует и искренне будет идти за «имамом» или своим наставником, начинается обработка мозгов с помощью неверного толкования сур Корана и хадисов Пророка. Один из задержанных сообщил, что он познакомился с неким человеком, который принес готовую взрывчатку. Самодельные взрывные устройства были начинены пневматическими шариками. Одна из бомб была на часовом механизме и оснащена магнитом, чтобы можно было прикрепить ее к поверхности. Сегодня реальное обучение сменяется виртуальным. Члены ячейки террористов проходят обучение в интернете, в том числе в онлайн-режиме. Второй из задержанных рассказал, что услышал о том, что нужно совершать теракты из видеороликов. Он, в частности, сказал: «Слушали проповеди в интернете, призывающие совершать теракты здесь на месте, если не можем выехать в Сирию». Третий боевик узнал, как готовить коктейль Молотова, из видео на YouTube. Чтобы остановить появление в Дагестане новых участников борьбы за «чистый ислам», чтобы прекратить их подготовку любым известным и неизвестным нам способом, чтобы сохранить жизни молодых людей, нужна адресная работа с ними, внедрение в их мозги правильной идеологии. Эту работу надо проводить с молодыми людьми, не прошедшими точку невозврата, не запятнавшими себя преступлением.

Своевременное выявление «заразы», которая может вызвать за собой эпидемию терроризма, позволит прекратить рост числа приверженцев антигосударственной религиозной политики. А последовательное их обучение основам «традиционного» ислама, приобщение к общечеловеческим ценностям дает возможность полностью вывести молодого человека из «сумрака».

Саид НИНАЛАЛОВ.

Яндекс.Метрика