МАНУЙЛОВЫ

 

Строгим и ласковым, мудрым и чутким,
4

Тем, у кого седина на висках,

Тем, кто недавно у стен институтских,

Тем, кто считается в средних годах…

Тем, кто поведал нам тайны открытий,

Учит в труде добиваться побед,

Все, кому гордое имя «учитель»,

Низкий поклон и горячий привет!!!

 

Учителей бывших не бывает. Учитель на то и учитель, что оставляет глубокий след в сердцах учеников. Стиль и манеры поведения, способ общения обязательно проскальзывают в образе жизни его учеников.

Вот о таких учителях, чьи биографии являются эталоном поведения для многих поколений выпускников и педагогов педколледжа, пойдет речь в данной заметке. Право, они достойны похвальных слов, лестных эпитетов и множества междометий.

Что же я сужаю сферу влияния их образа жизни только педколледжем? Да они, Мануйловы, известны всему Избербашу – это факт бесспорный.

4-2Он – Александр. Колоссальный трудоголик, он никогда не сидит просто так, руки его всегда что-то мастерят, рисуют, пишут пейзажи, натюрморты или чеканят металл, расписывают кухонную утварь. Я знаю сотни учеников-студентов, которые с гордостью называют его своим учителем и творят по законам красоты, подражая творческому пристрастию Мануйлова. Ибо общеизвестно: учитель – не тот, кто учит, а тот, у кого можно учиться. В этом отношении повезло всем студентам, посещающим мастерскую ХОМ (художественная обработка материалов), ибо их здесь учат из «ничего» сделать «что-то».

Мастерская ХОМ – это «Мекка» и «Медина» прикладного искусства, и создана она руками Александра Борисовича. Весь день он творит в созданной им уютной мастерской, и, честно признаюсь, постоянно наблюдая за его кропотливой работой, я поражаюсь многогранности диапазона его «палитры». А когда спросишь его об особом предпочтении, он говорит, что его влечет к портретному жанру. Писать портрет – это значит обладать органической потребностью «заглядывать внутрь натуры». «У художника должно быть непреодолимое желание показать того, кто тебе дорог, кто близок и понятен, показать человека, дышащего в унисон с тобой, живущего сейчас, сию минуту», – так говорит Александр Борисович. И я, вглядываясь в созданную им галерею портретов,  ловлю себя на мысли: а ведь портреты эти дышат и живут индивидуальной жизнью.

Трудно говорить о работе коллеги, с которым более сорока лет сталкиваешься ежедневно – от субъективности тут трудно уйти. Но беру на себя смелость сказать, что в портретах Александра Борисовича поражают глаза. Ведь надо уметь писать глаза – зеркало души. Невольно напрашивается аналогия с работами великого русского портретиста Валентина Серого, особенно с тем, как он изобразил глаза в «Портрете Орловой» – удивительные, чистые, умные. Грешен, сам сколько лет пытаюсь писать так же глаза! Но, увы, как говорится, «ни в одном глазу».

А какой колорист Александр Борисович в жанре пейзажа! Какие теплые созданы им серии ландшафтной живописи. Вы только взгляните и увидите, что листва на деревьях не монотонно зеленая, а светозарная, кроны деревьев «дышат корой», а тени не съедают цвета. Знаю, не один дом в Избербаше в интерьере украшен пейзажами Мануйлова – не это ли признание его мастерства?

Словом, Мануйлов – художник и педагог с широким диапазоном творческого дарования. Он щедро более полувека делится с молодежью своим опытом работы, заботой о будущем своих учеников пронизана вся его деятельность. Нам, коллегам, которые в большинстве учились у Мануйлова, вдвойне приятно то, что живет среди нас талантливый, трудолюбивый и весьма скромный при этом человек. Человек – Педагог. Он излучает свет, как и его портреты, пейзажи, чеканки, поделки, натюрморты…

Творческого долголетия тебе, маэстро!

4-1Она – Людмила – т.е. «людям милая», а девичья фамилия Лихабабина. Она вслед за Александром с котомкой книг и дипломом историка, завершив учебу в Краснодарском государственном институте, вступила на землю Дагестана в шестидесятые годы прошлого века. Полные благородных планов, с энтузиазмом как герои Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», осененные идеей совершить нечто историческое в своей семейной жизни.

Бытовавший в советское время процесс распределения молодых специалистов привел Мануйловых на избербашскую землю. Сначала семья намеревалась отработать три года положенного срока и вернуться в благодатный, богатый Краснодарский край…

Но море, горы с профилем Пушкина, уютный городок и, главное, гостеприимные люди совсем покорили Мануйловых. И вот уже более полувека мозаичными камнями они украшают культурную среду Избербаша.

Я не сумею раскрыть всю многогранную деятельность Людмилы Васильевны в области внедрения русской культуры в культуру дагестанского народа. Просто напомню читателям, что памятник русской учительнице, установленный в Махачкале, в том числе и памятник нашей героине.

Людмила – импульсивная, взрывная, деятельная «душа нараспашку», певунья с большим чувством юмора, кладезь анекдотов стала незаменимым организатором массовых мероприятий в своем коллективе. Старшее поколение горожан еще помнит, наверное, ноябрьские и майские парады и демонстрации, когда с трибуны голосом Людмилы Васильевны звучали приветственные призывы партии. Когда же я попросил Мануйлову рассказать о молодых годах, о моменте покорения Избербаша, она преобразилась, показала кипу фотографий и начала комментировать их…

Вот фотография с воспитанниками детдома № 7, где она начала трудовую деятельность завучем. «Здесь, – говорит она, – я была, как говорится,  и жнец, и швец, и на дуде игрец, стараясь разнообразить жизнь детдомовцев, внести хоть толику энтузиазма и надежды на лучшее. В детском доме я получила первые уроки жизнелюбия – это были замечательные годы.

А вот фотография, где я уже заместитель директора средней школы № 8 по воспитательной работе. Вот видите, я пою и пляшу вместе с детьми. У меня были хоровые коллективы количеством более ста человек, бригады чтецов стихов, танцоры и исполнители частушек. Какое это было время! Я забывала о семье иногда, занятая общественной и воспитательной работой, благо муж был понятливый и терпеливо переносил мои «гастроли» вне семьи».

Дальнейший путь педагогов Мануйловых связан с коллективом педагогического колледжа. Магомед Муртузалиевич Дугричилов переманил их в творческое учебное заведение.

Александру Борисовичу была предложена мастерская ХОМ, а Людмила Васильевна вела уроки истории, обществоведения и мировой культуры на всех отделениях. И здесь у них открылось второе дыхание: и творческое, и общественное начало расцветали всеми гранями.

Он участвовал на всевозможных выставках со своими работами,   к тому же с головой ушел в педагогическую работу, чем заслужил высокую оценку благодарных учеников и был замечен администрацией. Она сеяла вечное доброе в сердцах студентов, поражала их глубиной и содержательностью преподаваемых предметов.

Общепонятна и народная примета: «Яблоки от яблони недалеко падают». Дети Мануйловых пошли по их стопам. Ирина на красный диплом окончила музыкальное отделение нашего колледжа, затем Институт культуры города Краснодара и сейчас представляет казацкую культуру в Краснодарском крае. Сын Борис также завершил художественно-графическое отделение с отличием, затем и Институт искусств, сейчас поднимает культуру деревянного зодчества Сибири.

Так что семейная традиция педагогической профессии продолжается и в детях Мануйловых.

Всем, кому гордое имя «Учитель», низкий поклон и горячий привет! С праздником поздравляю всех, кто посвятил себя педагогической профессии.

Шагитбек КАЗБЕКОВ.

 

 

Яндекс.Метрика