ЗАЩИТА ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.
В первую очередь дети и семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на получение помощи и поддержки со стороны органов социального обеспечения.
Для оказания социальной помощи в ГБУ РД КЦСОН в МО «город Избербаш» функционирует отделение срочной социальной помощи, отделение дневного пребывания детей и семей с детьми и отделение социального обслуживания на дому детей и семей с детьми. Специалисты и психологи отделений зачастую ведут совместную работу с субъектами системы профилактики, оказывая детям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальное сопровождение и всевозможную помощь в рамках своих полномочий, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это:
* дети, оставшиеся без попечения родителей;
* дети-инвалиды;
* дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
* дети, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
* дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
* дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
* дети, жертвы насилия;
* дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
* дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
* дети, проживающие в малоимущих семьях;
* дети с отклонениями в поведении;
* дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает формы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и законных интересов, усыновление, опеку и попечительство, условия передачи и содержания детей в приемных семьях и другие вопросы.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут помещаться в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, к которым относятся: дома ребенка; детские дома; школы-интернаты общего типа; школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями; детские дома семейного типа; дома-школы; детские дома смешанного типа и др. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (статья 123).
Одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление. В отношении несовершеннолетних усыновление допускается только в их интересах, запрещено усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (статья 124). Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие (статья 132). Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, сохраняет его и после усыновления (статья 138).
В случае отсутствия возможности для усыновления над ребенком может быть установлена опека (попечительство), которая устанавливается с целью их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и законных интересов.
Опека и попечительство являются наиболее широко применяемой формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.
Попечительство – над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (статья 145).
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
- воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны, совместное с ним проживание;
- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважения их человеческого достоинства;
- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на его получение;
- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).
Дети, находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях или иных учреждениях социальной защиты населения, имеют право на: содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на его получение; льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде по окончании пребывания в указанных учреждениях (статья 149).
Ребенок, не достигший совершеннолетия, может быть передан в приёмную семью на определенный срок. Передача ребенка в данную семью производится с учетом его мнения, а при достижении возраста десяти лет – только с его согласия. Ребенок, находящийся в семье сохраняет за собой все права.
Законодательство Российской Федерации о защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, основывается на Конституции РФ, которая гарантирует защиту их прав, как в благоприятных условиях, так и сложных жизненных ситуациях.
Подготовила Расита ИСАЕВА.