ЭСТАФЕТА ЛИТЕРАТУРНЫХ ВЕЧЕРОВ

 

Итак, новый учебный год начался. В школах города прошли праздники Первого звонка, уроки мира, уроки «Готовимся сдать ГТО», мероприятия по противодействию террору, уроки, посвященные памяти трагедии в Беслане, внеклассные мероприятия «Я талантлив!». Словом, суета сует.

6-1А у регионального отделения ОМОО «Ассоциация почётных граждан, наставников и талантливой молодёжи» тоже свои дела. Совместно с городским методическим объединением учителей русского языка и литературы было решено ознаменовать начало учёбы в честь года литературы циклом литературных вечеров, цель которых – привитие учащимся интереса к творчеству классиков русской литературы.

В СОШ № 3 литературный вечер назывался «По праву памяти живой» и был посвящен 105-летнему юбилею поэта Александра Твардовского.

Участниками вечера стали учащиеся 8-х классов под руководством учителя русского языка и литературы Заиры Османовой. Ими была подготовлена содержательная презентация, которая демонстрировалась в ходе вечера. Эпиграфом к уроку были слова поэта: «Я жил, я был – за всё на свете я отвечаю головой».

Во вступительном слове Заира Абдуразаковна познакомила учащихся с биографией Твардовского. Сын раскулаченного и сосланного крестьянина, он в годы массовых репрессий создал произведения, ставшие классическими. Авторитет Твардовского был велик и в обществе, и в писательской среде. Он был внутренне противоречивый, но честный перед собой и читателями.

В ходе вечера учащиеся рассказывали о жизненном и творческом пути Твардовского, читали его произведения, в которых он воспевал  красоту русской природы, величие Родины. Стоит отметить, что ребята с вдохновением, выразительно читали стихотворения поэта. После прочтения стихотворения «Кружились белые берёзки» словно в унисон ему прозвучала русская народная песня «Вижу чудное приволье». 

Ребята отметили, что особое место в творчестве поэта занимает тема войны.  Ведь сам Твардовский в 1939 году был призван  в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии.

 

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В  тоске и славе этих лет.

 

Одним из ярких произведений является поэма «Василий Тёркин».  С удовольствием  слушали  мы отрывки из поэмы, которые читали учащиеся.

 

То серьёзный, то потешный,

Нипочём, что дождь, что снег,–

В бой идёт, в огонь кромешный

Он идёт, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

 

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» написано Твардовским от первого лица. Оно является самым ярким из его стихов,  настоящий шедевр творчества поэта. Это монолог погибшего солдата, в его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время.  На уроке прозвучала музыкальная вариация этого стихотворения. Ученица 11 класса Чамсият Багандова исполнила её под аккомпанемент преподавателя музыки Республиканского педагогического колледжа имени М.М. Меджидова Перизат Гайдаровой.

В заключение вечера Заира Абдуразаковна поблагодарила ребят за активное участие. Она подчеркнула, что творчество Александра Твардовского призывает наше поколение к ответственности за свои дела, учит милосердию, высокой нравственности, гражданственности.

6-2

Главной темой литературного вечера в СОШ № 12 стал историко-литературный экскурс в два важных трагических события ХIХ века – смерть Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. С помощью учителя русского языка и литературы Салигат Шамхаловой учащиеся 9 класса вспоминали биографические данные поэтов и пытались воссоздать хронику последних дней их жизни, роковых нюансов, приведших к дуэлям. Неповторимые поэты, отличные прозаики, Пушкин и Лермонтов навсегда стали символами целой эпохи, подарив многим поколениям читателей ярких литературных персонажей и сюжетов.

В ходе урока Салигат Магомедовна не раз подчеркнула, что ранняя гибель этих гениев стала тяжелой и невозвратимой утратой для русской культуры. Школьники декламировали стихотворения и отрывки из прозаических произведений, обсуждали различные версии состоявшихся дуэлей – от хитросплетенных интриг, составленных целым кругом заинтересованных лиц, до случайного, но неизбежного стечения обстоятельств.

Изюминкой занятия стала песня «Давайте делать паузы в словах», бывшая хитом группы «Машина времени». Салигат Магомедовна пожелала своим ученикам не пройти в суете жизни мимо важных и прекрасных вещей, не спешить за сомнительным успехом и чаще оглядываться по сторонам.

Урок литературы в СОШ № 1 был посвящен 110-летию со дня рождения Михаила Шолохова. Провела его учитель русского языка и литературы Зарема Абакарова.

6-3

Во вступительном слове Зарема Магомедовна рассказала о значении для русской литературы творчества Шолохова – автора всемирно известных произведений, страстного публициста, человека большой души и беспокойного сердца. Также она отметила, что весь мир знает его еще и как лауреата Нобелевской премии.

Хочется отметить хорошую подготовку, интересный сценарий, презентацию с использованием видеороликов о жизни и творчестве Шолохова, отрывков из фильмов по произведениям писателя. Никого не оставили равнодушными песни донских казаков в исполнении учащихся, короткие инсценировки отдельных эпизодов из романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», повести «Судьба человека».

Эстафету проведения литературных вечеров примут оставшиеся школы. Это станет отличным поводом для школьников лишний раз заглянуть в библиотеку или в интернет, чтобы снова просмотреть и перечитать произведения, вошедшие в золотой фонд мировой классики. 

Муминат МАГОМЕДОВА, Зинаида ШИХШИНАТОВА.