Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

 

tkacheva main1О НЕКОТОРЫХ УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА

 

Сегодня основной целью образовательной реформы является качественное образование. Это составная часть всей образовательной практики, процессов, результатов.

 

Трудно рассчитывать на успех без чёткой организации своего труда, без основных требований к современному уроку. Первое условие эффективности урока, на мой взгляд, – это самостоятельная работа учащихся на уроке. Ведь главное на уроке – учебный труд учащихся. Там, где упускают из вида эту простую истину, не берут во внимание её на вооружение, там, как показывает опыт, не может быть успеха, там на лицо отрицательные результаты обучения и воспитания, пробелы в знаниях и умениях школьников, перегрузка их домашними заданиями, пассивность учащихся на уроках.

Известно, что усвоение учебного материала – сложный, многоступенчатый процесс. Первоначальное ознакомление сменяется запоминанием, освоением основного содержания, затем следует осмысленное связывание нового материала с ранее усвоенным.

Следующий этап – практическое применение полученных знаний. Такова в общих чертах схема прочного овладения знаниями. Из опыта своей работы, посещения уроков молодых коллег, зачастую видишь, как организуется лишь первый этап этого процесса. Ученику на уроке слишком часто отводится роль пассивных  слушателей. Учителя тратят порою много времени на объяснение нового материала, проводят затянутые устные опросы. В результате основная масса учащихся не имеет времени для глубокой проработки учебного материала на уроке, а их работа с учебником переносится на дом.

Нередко учащиеся знакомятся с текстом учебника при выполнении домашнего задания, что приводит к большим затратам времени и перегрузке учащихся. Это порочная практика. Чтобы достичь результатов в обучении и воспитании, надо умело организовывать учебную работу своих учеников, обеспечить творческий характер их деятельности на уроке, формируя тем самым самостоятельность мышления и потребности в самообразовании.

Активная познавательная и практическая деятельность учащихся – главный предмет заботы учителя на уроке. Спланировать эту деятельность – значит во многом обеспечить успех знаний, их высокую результативность. Опытный учитель в своей работе постепенно вооружает своих учеников умениями и навыками учебной работы, много внимания уделяет формированию культуры чтения, устной и письменной речи.

Другой важной составляющей эффективности урока является расширение тематического диапазона каждого урока. Планировать и проводить уроки надо в системе, добиваясь многократной углубляющейся проработки учащимися цельной учебной темы на нескольких занятиях, объединённых единой учебно-воспитательной целью.

Опытные учителя планируют уроки в системе по целой учебной теме – от вводного до итоговых занятий. В плане урока выстраивается система заданий и упражнений, выполнение которых призвано обеспечить достижение запланированных результатов.

Говорят, каждый урок не повторим. И это так, если иметь в виду хороший урок. Мастерству ведения урока надо учиться на хороших, образцовых уроках, извлекая для себя главное, – способы опосредованного решения учебных задач через рациональную организацию учебного труда детей.

Тамиля САМЕДОВА,

учитель трудового обучения 

МКОУ Избербашская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат 3-4 видов.

Яндекс.Метрика