«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ»

 

4-4Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н.А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но и отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького покаяния. Его муза удивительно отзывчива на чужую радость и боль.

Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. Он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своим действиям и поступкам. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека.

В октябре 2016 года мы празднуем 195-летие со дня рождения великого поэта. Этой дате было посвящено несколько мероприятий в дошкольной и школьной образовательной среде Избербаша.

18-19 октября на базе СОШ № 2 при  поддержке  администрации города, Централизованной библиотечной системы,  местного отделения партии «Единая Россия», городского комитета по делам молодежи, городского центра национальной культуры состоялся городской фестиваль юных читателей «Избербаш – 2016». Открывая фестиваль, директор информационно-методического центра УО Зинаида Шихшинатова отметила, что такие мероприятия стали традиционными, и с их помощью удается не только приобщить молодое поколение к отечественной литературе, сформировать у читателей потребность читать настоящую литературу, воспитать  художественно-эстетический  вкус, но и создать условия для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей учащихся средних общеобразовательных школ города. 

Конкурсанты, которыми стали учащиеся 6-11 классов, смогли попробовать себя в разных номинациях: «Живой классик» (слово об актуальном для учащегося на сегодня писателе, поэте или его произведении), «Литературное произведение» (стихи и проза, журналистские работы, «проба пера» в жанре рецензии, эссе, аннотации, читательского или зрительского отзыва  конкурсантов по свободной тематике), «Любите ли вы театр так, как люблю его я?» (фрагменты из школьных  спектаклей), «Мое любимое стихотворение Н. Некрасова», «Лучшая иллюстрация литературного произведения». Школьники выбирали для анализа как классиков русской литературы, так и представителей зарубежной прозы, а также национальных авторов: Альбера Камю, Чингиза Айтматова, Федора Достоевского, Анатолия Приставкина, Антона Чехова и других. Члены жюри оценивали выступления с точки зрения актуальности предлагаемой работы, оригинальности, нестандартности авторского видения темы, целостности композиции, аргументированности и объективности суждений, выразительности языка.

После подведения итогов победителями в каждой номинации были признаны: ученица СОШ № 1 Аминат Таймасова («Живой классик»), ученик СОШ № 12 Марат Гусейнов («Мое любимое стихотворение Некрасова»), ученица СОШ № 2 Бурлият Ялдарбекова («Лучшая иллюстрация литературного произведения»), ученики СОШ № 2 Каир Азравов и Гульнара Амирбекова («Любители ли вы театр так, как люблю его я?»), в номинации «Литературное творчество» первое место разделили ученик СОШ № 11 Арсен Ибрагимов и ученица СОШ № 10 Динара Каржавина. 

Более сложная задача стояла перед заведующей ДОУ № 6 Луарой Магомедовой и заместителем заведующей Заирой Гасангусейновой – организаторами литературного вечера «Читаем произведения Н. Некрасова» для воспитанников старшей группы. Поэзия Некрасова сложна не только в своем глубинном философском понимании, но и в языковой структуре (у Некрасова много слов историзмов, сложных для понимания не только дошкольниками, но и школьниками). Поэтому поставленные организаторами цели: научить детей понимать стихотворения в сопричастности с историческими событиями, их сопровождавшими, развить у них умение выразительно читать и пересказывать произведения, – были более чем сложно достижимыми.4-3

Однако дошколята удивили всех эмоциональным восприятием лирики Некрасова. Заира Гасангусейнова в ходе мероприятия раскрывала перед детьми такие непростые понятия как «крепостное право», «тяжелый быт крестьян», «помещичий гнет». Все это находило живой отклик у ребят, заставляя их искренне сопереживать тяжелой доле героев поэзии юбиляра. Особенно чувственно и трогательно воспитанники читали стихи, посвященные детям, причем не только легкие, любимые с детства «Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Мужичок с ноготок», но и повествующие о незавидной участи крестьянских детей.

Присутствовавшая на мероприятии учитель начальных классов СОШ № 3 Наталья Гаджиева высоко оценила подготовку ребят и выразила надежду увидеться с ними в новом учебном году за школьными партами.

Муминат КУРБАНОВА.