НЕОБХОДИМЫЕ ПАССИОНАРИИ

 

4 1Современный мир меняется настолько быстро, что качество вашей жизни и вероятность успеха напрямую зависят от способности мыслить эффективно.

Виктор Лопатин.

 

Мы живём в удивительное время, когда окружающий мир меняется на глазах. Конечно, этот период – лишь миг в человеческой истории. Но это исторический миг!

 

Большинство наших современников беспокоятся о том, как обеспечить стабильность и благополучие своих семей. Среди них люди самых разных профессий, но есть особенная категория в этом списке. В разговоре с этими людьми вдруг обнаруживаешь, что им просто некогда еще было задуматься о том, что и где прибрести в период кризиса, какие запасы сделать… Потому что в силу своей профессии (которая и не совсем профессия – это образ жизни) их приоритеты выстроены немного по-другому, а занятость не позволяет вплотную заняться прямой обязанностью рачительного хозяина – обустройством своего быта и прочее... Таких людей Шалва Амонашвили, легенда отечественной педагогики, называет героями духа.  Да, это учителя. Мы понимаем, обновляется учитель – обновляется школа, деградирует учитель – деградирует школа. А что со школой, то и с обществом. «Только Учитель – герой Духа– есть творец героического преобразования мира просвещения, а значит – Отечества».

И в этом стремительном потоке изменений учителя поддерживают свою преобразующую энергию. Они по-прежнему увлечены, прежде всего, тем, ЧТО и КАК сделать, чтобы учебный процесс был эффективным, чтобы выполнить невыполнимое и сделать невозможное… И они это делают!

Как же коллеги сохраняют в себе эту удивительную способность? Они просто – пассионарии – определение такого рода людям дал один из самых неординарных российских мыслителей Лев Гумилев. Сын замечательных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва – человек удивительной судьбы, соединившей ореол гения своих родителей, трагедию гонений и лавры великого учёного. Выдающийся учёный, основатель этнологии; его взгляды, выходившие за рамки традиционных научных представлений, лишенные стереотипности, вызывают множество дискуссий, проявляют себя во многих сферах человеческой жизни, в том числе и в образовании.

Многие ученые развили идею пассионарности: Ирина Зимина  вводит  понятие  «педагогическая  пассионарность»,  обозначая проблему педагогических средств развития пассионарности; Игорь Соловьёв рассматривает роль пассионарных действий в совершенствовании педагогической среды; Ольга Тринитатская рассматривает пассионарность как одну из характеристик развивающей среды инновационного образовательного учреждения и т.д.

Вспоминаются слова нашего Президента Владимира Путина, в одном из своих выступлений он отметил: движение вперёд будет зависеть от «внутренней энергии, как говорил Лев Гумилёв, от пассионарности, от способности к движению вперёд и к переменам».

Всем известно, что любые усилия человека связаны с затратой  энергии. Суть механизма связи пассионарности и поведения человека проста. Люди, как и все живые организмы, чаще всего, обладают тем количеством энергии, сколько им необходимо для поддержания собственной жизни. В той ситуации, когда человек способен  взять из окружающей среды энергии больше, чем необходимо, он формирует новые отношения и связи с другими людьми,  которые позволяют применить эту энергию в жизни. Таким образом, пассионарная личность «энергоизбыточного» типа, рисковая, активная, увлеченная, которая способна идти на жертвы ради достижения того, что она считает ценным. Пассионарий не может спокойно жить повседневными заботами. Согласно теории Гумилева, чем больше пассионарных личностей появляется в этносе, тем более жизнеспособным он становится.

Другими словами, пассионарность – это способность и стремление к переменам, нарушение инерции, потенциал к прогрессу, стремление к деятельности, направленное на реализацию цели.

Кстати говоря, имеющиеся на сегодняшний день результаты исследований в области психологии и педагогики дают возможность специалистам образовательных учреждений разработать программы развития пассионарных качеств учащихся, что позволит раскрыть потенциал  ребенка, направить его энергию  в деятельность  полезную  для общества и для него самого.

Можно сказать, что сегодня пассионарность становится частью конкурентоспособности личности, ее необходимо развивать как компетенцию, начиная с младшего школьного возраста, а подготовку к этому осуществлять уже в дошкольном возрасте. При этом важно помнить о воспитательном компоненте, чтобы сделать этот процесс социально значимым.

К числу наиболее важных пассионарных качеств относят потребность в активной деятельности, целеустремленность, эмоциональность, страстность, конструктивную способность, комплиментарность и адаптивность, способность к сверхнапряжениям, работоспособность, пассионарную индукцию – умение заражать своими идеями.

Как отмечает российский аналитик Андрей Школьников, исторически Россия всегда славилась пассионариями. «Советская система общественных отношений и образования позволяла массово воспитывать пассионариев, именно им мы обязаны Победой, успехам познесталинского периода и научному прорыву». Важно и сегодня создавать условия для раскрытия таланта, наличия психоисторических смыслов (идеология, религия), развития семьи, школы, общества. Пассионарное  общество, считает Школьников,  это альтернатива обществу потребления, потому что постоянно растущее недовольство эксплуатацией планеты и неизбежность кризисов в обществе потребления поставит задачу перехода на новый уровень социальных отношений, свободных от бездумного потребительства, уничтожения природы, замене материальных стимулов на духовные.

И возвращаясь с вершин научных рассуждений к нашей повседневности, хочется обратить внимание на невероятную способность учителя быть источником и условием развития. Конечно, в наше непростое время удивляешься и стойкости врачей, на плечи которых ложится особая ответственность, и профессионализму IT-специалистов, которые в сверхкороткие сроки помогают адаптироваться людям к жизни в дистант-режиме, и профессионализму людей из самых разных сфер деятельности (как тут не вспомнить гениальный детский стих Сергея Михалкова о важности всех профессий?!). И все же, наблюдая за стремительными переменами, касающимися школы, понимаешь, что сегодня учителю нужно не просто учиться и учить (это для него обычное дело), а принципиально менять подходы в работе, чтобы быть эффективным. Конечно, кризис пройдет, и мы ощутим всю полноту жизни с новой силой. Ну а пока именно благодаря учителям-пассионариям (не будем говорить о случайных людях в профессии) мы знаем, что преодолеем все испытания: научимся сохранять «бесконтактный контакт» с учащимися и их родителями, продолжим быть бесспорной лучшей альтернативой обучению без учителя, сможем быть примером в режиме многозадачности…

Я не устаю повторять, как мне в жизни повезло с учителями, я помню всех, кого-то уже нет с нами… Взгляд моей первой учительницы Елены Марковны, выражающий окрыляющее одобрение! Слова своих учителей Александра Борисовича, Екатерины Ивановны, Натальи Ивановны и многих других, которые вдохновляют до сих пор! Моих университетских учителей: Виктора Николаевича, на лекциях которого по немецкой классической философии я ловила себя не раз на том, что сижу с открытым ртом от восторга, забыв про конспект, преподавателя логики Константина Дмитриевича – образца человека высоких профессиональных и человеческих качеств, многих-многих других, озаряющих мою жизнь до сих пор!

Жизнь подарила и встречи с  учителями, которые стали для меня примером в профессии педагога. Я начинала свою педагогическую деятельность в школе с. Акуша. Где-то я прочла, что Акушинский район входит в число самых солнечных мест на Земле. Убеждена, что это благодаря не только солнцу географическому, но и человеку-солнцу: учителю школы, где я давала свои первые уроки, Алле Петровне, приехавшей когда-то в Акуша по распределению, нашедшей там свою судьбу. И сейчас, глядя на тех учителей, которые изменяют мир к лучшему, находятся в постоянном творческом поиске,  испытываешь радость и гордость от того, что есть такие люди рядом! Настоящие учителя – это всегда пассионарии, способные зажечь и повести за собой других.

Мне запомнились слова, которые я как-то прочла на одном педагогическом портале: Сократ добровольно выпил чашу с ядом, но не отказался от своих взглядов, остался верен своим ученикам. Януш Корчак последовал со своими детьми в газовую камеру, хотя мог сохранить свою жизнь. Современному педагогу не нужно жертвовать жизнью, для того чтобы доказать преданность своему делу. Но разве его каждодневный труд это не подвиг?

Оксана РАУДЕ,

и. о. начальника УО, учредитель Ассоциации

 почётных граждан, наставников

 и талантливой молодёжи в г. Избербаше.