ЗУЛЬФИЯ МАГОМЕДОВА: «ЛЮДИ, ОБЪЕДИНЁННЫЕ

ОДНОЙ ИДЕЕЙ, ЦЕЛЬЮ  МОГУТ СВЕРНУТЬ ГОРЫ»

 

4 1Модернизация и качество образования, материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, очередь в детский сад – об этом и многом другом наш разговор с Отличником образования РД, Почётным работником общего образования РФ, Заслуженным работником образования РД, победителем конкурса лучших учителей общеобразовательных организаций в рамках национального проекта Образование в 2009 г., и.о. начальника управления образованием Избербаша Зульфией Магомедовой.

 

– Зульфия Идрисовна, в должности и.о. начальника управления образованием Вы работаете уже месяц. Скажите, у вас уже сложилась полная картина того, как в Избербаше живут школы и детские сады, какие проблемы существуют? Какие первоочередные задачи Вы поставили перед собой и педагогическим коллективом города? 

– Безусловно, понимание того, как работает система образования муниципалитета, у меня  сложилось.  Без этого невозможно строить работу.

Однако, приступив к выполнению своих обязанностей, я обратила внимание в первую очередь (и в дальнейшем буду делать на этом акцент) на то,  чтобы все образовательные организации, подведомственные УО, планировали свою работу, исходя из результатов проверок и мониторингов, которые школы и ДОУ должны проводить по всем направлениям. Наша основная первоочередная цель –  добиться качества образовательного процесса будь то в школах, дошкольных образовательных учреждениях или в учреждениях дополнительного образования.

Почему я акцентирую внимание именно на качестве образовательного процесса? Потому что именно этого требует российский  закон об образовании: образование должно быть доступным, качественным и  эффективным. А для этого мы  организуем проверки, контролируем, проводим мониторинги,  чтобы увидеть реальную картину, как обучаются наши дети, в каких условиях, как педагоги относятся к выполнению своих должностных обязанностей, какова материально-техническая база учреждений. Основываясь на итогах мониторингов, работники образования должны оперативно выявлять и решать проблемы, планировать дальнейшую работу, чтобы получить качественный конечный результат.  А именно, перед педагогами стоит задача – подготовить  Личность, которая должна получить все знания, умения, навыки и на выходе из образовательной организации быть гармонично развитой, социально-ответственной с определенными интересами, способностями, определиться с дальнейшей профессией и иметь  желание быть успешной в жизни. Об этом говорится и в Указе Президента страны В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации в период до 2024 года».

В дошкольных образовательных организациях мы стремимся к созданию условий для раннего развития детей, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, его сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Кроме того, у нас  реализуется программа консультативной помощи родителям воспитанников ДОУ. Для родителей не должно остаться непонятым ничего в образовательном процессе их малышей. У нас не первый год функционируют консультационные пункты в ДОУ, в них родители получают информационную помощь, консультации, разъяснительные беседы по разным вопросам обучения и воспитания детей в детском саду.

– Зульфия Идрисовна, планируются ли в новом учебном году какие-либо новшества, мероприятия, которые позволят улучшить систему образования города?

– Вы знаете, я планирую развивать  методическую работу. У нас имеется договоренность с Министерством образования и науки РД на базе нашего города провести республиканский семинар для работников дошкольного образования. Конечно, это мы сможем реализовать, если эпидемиологическая обстановка в республике позволит.  Сроки пока еще не определены. Кроме того, в общеобразовательных  школах мы планируем проведение фестиваля профессионального мастерства с участием Дагестанской региональной общественной организации «Клуб «Учитель года»». Я сама являюсь членом этого клуба, так как  в 2009 году стала  победителем муниципального этапа конкурса, затем успешно выступила в республиканском этапе «Учитель года Дагестана». В свое время, работая в министерстве образования РД, я курировала этот конкурс, и до сих пор сотрудничество наше продолжается. Члены этого клуба – победители и призеры конкурса разных лет, проведут для наших педагогов мастер-классы по инновационным методикам и новым технологиям обучения, которые уже позволили добиваться хороших результатов у школьников. Здорово, когда есть такая возможность пообщаться с передовыми коллегами, почерпнуть у них много чего нужного и интересного, проконсультироваться. Мы обязательно проведем этот фестиваль у нас.

А что касается нового в системе обучения и вообще в системе работы муниципальных управлений образования, то это недавно обсуждалось на расширенном республиканском совещании, которое проводил врио министра образования и науки РД Яхъя Бучаев. От Избербаша в мероприятии участвовала директор ИМЦ управления образованием г. Избербаша Зинаида Шихшинатова. Совещание впервые проходило в новом интерактивном  формате. Руководители муниципальных органов управлений образования постарались выработать новые стратегии развития, новые предложения, идеи для того, чтобы наш регион вытащить чуть ли не с последнего места в России, которые мы занимаем по качеству образования, поднять наше образование на передовые позиции.  К сожалению, приходится признавать, что у нас в республике сложилась такая печальная ситуация с образованием, несмотря на то, что есть  много хороших педагогов, талантливых, востребованных, успешных.

По каким критериям оценивается качество образования? Это не только функциональная грамотность педагогов и обучающихся, государственная итоговая аттестация, ее результаты, воспитательная работа, включение обучающихся и воспитанников в программы дополнительного образования, но и материально-техническое оснащение образовательных организаций, безопасность наших детей и комфортные условия их пребывания в образовательной организации, достойная заработная плата педагогических работников и многое другое. По этим параметрам оценивается и работа муниципального управления образованием.

Отмечу, что для достижения требуемых показателей до 2026 года по всем этим направлениям мы уже подготовили план мероприятий по повышению качества образования в  г. Избербаше. Самое главное, чтобы у педагогов, специалистов управления образованием, руководителей образовательных организаций было желание выкладываться, развиваться, изучать передовой опыт других муниципалитетов, ну и, конечно, желание работать в команде, быть одним целым. Люди, объединенные одной идеей, целью  могут свернуть горы.

– А как обстоят дела  с материально-технической базой учреждений?

– В ближайшее время мы получим оборудование по линии дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».  Как вы знаете, у нас действует программа «Навигатор». Навигатор дополнительного образования детей (ДОД) – это единый портал федерального значения. Его цель – помочь родителям выбрать направления развития детей: секции, кружки. С помощью Навигатора родители и обучающиеся могут выбирать занятия для детей в соответствии с индивидуальными запросами, уровнем подготовки ребенка и его способностями.

Сегодня все двадцать учреждений, подведомственных УО, имеют лицензию на ведение образовательной деятельности дополнительного образования. Каждая школа и детский сад выбрали направления допобразования, по которым они будут предоставлять обучение детям. Всю информацию об этом  можно получить в ДДТ,  в опорном центре допобразования.

В начале этого учебного года мы занимались регистрацией детей и заявками на обучение. Сейчас мы довели процент охвата детей до 79 %, а ранее эта цифра была чуть больше 10 %. Причем это не просто зарегистрированные в «Навигаторе» дети, они уже зачислены и будут обучаться. Вся эта обширная  работа была проделана за сентябрь текущего года. Хочу поблагодарить всех работников учебных организаций, которые проделали такую колоссальную работу за столь короткий срок. 

Что касается ремонта учреждений, то в образовательных организациях ежегодно проводятся мероприятия по текущему ремонту учреждений образования, а также планомерная работа по улучшению комплексной безопасности образовательных организаций. В этом году в федеральную программу по капитальному ремонту школ уже включены 186 школ Республики Дагестан. У нас в городе есть две школы, требующие капитального ремонта, приложим все силы для их включения в программу на 2023-2024 гг.

– Зульфия Идрисовна, продолжается ли проект «150 школ»?

– В этом году он уже завершился, но в последующие годах проект будет продолжен. Отрадно, что и глава ГО «город Избербаш» Магомед Исаков, и главы районов и городов республики выступили с предложением дать возможность поучаствовать в проекте школам, которые уже однажды приняли в нем участие. Хотя первоначально по условиям этого не было предусмотрено. Для чего? Для того, чтобы школы за счет этих проектов могли выполнить объемные ремонтные работы с помощью спонсоров, меценатов, привлечения средств федерального и республиканского бюджетов. Если данное предложение получит поддержку, то несколько наших школ подадут заявку еще раз.

– Как наши школьники обеспечены учебниками?

– Обеспечение учебниками в школах – это одна из проблем. В начале учебного года мы получили учебники для 5-6 классов по заявке, которая была представлена  от муниципалитета в прошлом году, а сейчас мы готовим заявку на получение учебников для 7-8 классов. У нас острая нехватка учебников для этой параллели. А в декабре нам могут выделить учебники по родному языку. Отмечу, что Министерство образования и науки РД на безвозмездной основе закупает учебники для школ республики, потому что ни в одном из  муниципалитетов средства из бюджета на это не выделяются. Сегодня сам врио Главы республики Сергей Меликов взял этот вопрос на контроль. Я очень надеюсь, что эта острая проблема будет решаться с его помощью. Сейчас школы частично выходят из ситуации таким образом: не используемый по тем или иным причинам книжный фонд по акту передают из одной школы в другую школу, чтобы в следующем учебном году, если понадобится, учебники были возвращены назад. Таким образом, школы как-то помогают друг другу. Оснащение библиотечного фонда у нас составляет от 93 до 96 %, то есть 100 % оснащения учебниками у нас нет. Школам рекомендовано разместить у себя на сайтах информацию об электронных ресурсах, где можно воспользоваться нужным учебником в электронном варианте в соответствии с федеральным перечнем.

– Безусловно, всех интересует ситуация с местами в детские сады.  Какова она на сегодняшний день?

– Нехватка мест в детских садах остается все еще острой проблемой, ведь садов мало, а город растет, количество жителей увеличивается. На данный момент у нас работает одиннадцать ДОУ. На конец сентября в городе числится 5279 детей дошкольного возраста, из них 2881 детей  охвачено дошкольным образованием. Это составляет 54,5 % от общего числа. Из них до трех лет – 423 ребенка, от трех до семи лет – 2458 человек. На устройство в детский сад на конец сентября заявлен в электронной очереди 1621 ребенок.

У нас создана рабочая группа, которая должна реагировать на все обращения граждан в рамках № 59-ФЗ. Кроме того, каждую неделю по средам я провожу прием граждан с 9 до 18 часов. С начала этой работы  мною были приняты граждане, обратившееся с одним основным вопросом – вопрос электронной очереди и зачисление ребенка в детский сад. Обращений по этому вопросу как всегда много. С каждым пришедшим ко мне на прием и обратившимся за помощью я разговаривала лично. Мы с сотрудниками УО стараемся реагировать по каждому случаю индивидуально. В основном обращаются граждане, стоявшие в льготной очереди, многодетные семьи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, другие льготные категории граждан.

В конце мая у нас проводилось плановое комплектование групп в ДОУ, а в сентябре было проведено дополнительное комплектование групп по заявкам заведующих детскими садами.

Скоро у нас откроются три  новых детских сада, это позволит частично решить проблему с местами в ДОУ.  Два детских сада еще строятся, третий – № 5 на ул. Кураева, 30 – готовится к эксплуатации, работы по строительству выполнены на 95 %.

 Анастасия МАЗГАРОВА.