Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

7 1

 

ФРОНТОВАЯ ДОРОГА ДЛИНОЮ

В 7 ДОЛГИХ ЛЕТ

 

Избербашцы, принадлежащие к старшему поколению, наверняка видели огромное  дерево, растущее много лет рядом со зданием БТИ в районе города, называемом в простонародье «Пятачок».  Как оказалось, это дерево-аксакал – ровесник нашего Избербаша и живой свидетель его истории. А недавно я встретила человека, который поведал мне историю самого дерева, напрямую связанную с его семьей.

 

Имя этого человека – Цибац Абдулгалимова. Она дочь ветерана и участника ВОВ Абдулкадыра Ибрагимовича Ибрагимова, штурмовавшего Берлин и сражавшегося с вероломными захватчиками в Курской битве.

Абдулкадыр Ибрагимов родился в 1922 году в с. Амух Агульского района. С юных лет был приучен к труду, так как рано потерял отца и остался в семье за старшего. Мальчик рос, всеми усилиями старался помочь семье, ездил в Кулинский район на выделку кожи. А однажды его вместе с другими ребятами отправили в Изберг для оказания помощи в  благоустройстве и озеленении посёлка. Так, будучи еще школьником, отец Цибац посадил в Избербаше три дерева, одно из них – наше дерево-аксакал на «Пятачке». То есть, по всем скромным подсчетам, дереву более 80 лет! Как жаль, что нет уже среди нас того, кто дал ему жизнь…

В 1941 году Абдулкадыр Ибрагимов в числе первых пошел добровольцем на войну, начав свою службу в Моздоке. Участвовал в сражениях в рядах 1-го Белорусского и  2-го Украинского фронтов.

Ибрагимов стал участником самых кровопролитных и значимых сражений ВОВ – Сталинградской и Курской. Во время Курской битвы советские войска разгромили 30 немецких дивизий, в числе которых было семь танковых. Противник понес потери в количестве 500 тысяч убитых, раненых и взятых в плен. Потери Вооруженных сил СССР составили свыше 860 тысяч человек, из которых убиты и пропали без вести 255 тысяч человек.

Цибац Абдулгалимова рассказала, как ее отец получил ранение в ногу и контузию  в битве на  Курской дуге, попал в госпиталь, но тайком сбежал оттуда и вернулся на фронт, зная, что на поле боя он нужен своим товарищам. Абдулкадыр Ибрагимов несколько раз был близок к гибели, но все время возвращался в строй – ненависть к врагу стала выше страха смерти.

Победу бравый солдат встретил в Берлине. «Мой отец прошел самую большую фронтовую дорогу длиною в 7 долгих лет, от Моздока до Берлина и дальше. Освобождал Варшаву, форсировал реку Одер, прошел с советскими солдатами от Немана до Эльбы. Награжден тремя орденами Великой Отечественной войны, а также 10 медалями, в том числе «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы»», – говорит Цибац.

В 2005 году, когда вся страна праздновала 60-летие победы в ВОВ, в местной газете с. Амух вышла заметка корреспондента Г. Курбанова о ратных подвигах Абдулкадыра Ибрагимова.

«Меня в числе других отправили на Дальний Восток. Недолго нас обучали военной науке и наиболее подготовленных отправили на западный фронт войны. В составе 1-го Белорусского фронта я участвовал в освобождении столицы Белоруссии – Минска, в звании сержанта командовал стрелковым отделением. Во главе группы автоматчиков не раз прокладывал путь продвижению вперед воинским частям. В первых боях за освобождение Минска был контужен.

Тяжелые бои завязались в первой половине января 1945 года при освобождении столицы Польши – Варшавы. Многокилометровый путь от Минска до Варшавы отделение автоматчиков, которым я командовал, с многочисленными боями в составе частей 1-го Белорусского фронта, прошло пешком. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года меня наградили медалью «За освобождение Варшавы». Чем дальше на запад гнали мы немецких варваров, тем злее и коварнее вели они себя. На всем протяжении наступления фашисты оставляли за собой кровавый след, причиняли невосполнимый ущерб. На пути отступления немецких частей черный дым от пожарищ и взрывов закрывал небо. Свистели бомбы, взрывались фугасы, рушились дома, гибли люди, в том числе и мои друзья.

Но мы шли вперед, нас уже ничто не могло остановить. За смелые действия, проявленную храбрость и отвагу с января по май 1945 года мне было вручено 8 Похвальных грамот от имени Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина и командующего нашим фронтом Георгия Жукова. А за действия при форсировании Одера меня представили к медали «За отвагу». Эту награду я храню особо, ибо с ней связаны тяжелые воспоминания о тех грозных днях.

Свежи еще в памяти апрельские кровавые схватки уже на немецкой земле при добивании оголтелого зверя в своей берлоге. Отступая, враг не хотел сдаваться, придумывал немыслимые маневры. Разведка иногда докладывала, что враг отступил, путь свободен. А ранним утром он появлялся как будто из-под земли, делал попытки сломить наше наступление.

Встретив наше упорное сопротивление,  некоторые вражеские солдаты панически бежали, а другие, подняв вверх стволы винтовок и автоматов, на которых болтались не первой свежести носовые платки, полотенца и даже портянки, сдавались, а из окопов доносилась заученная фраза: «Русь, не стреляйт! Гитлер капут!» Так мы гнали их, не давая опомниться, и главное, окопаться. За боевые действия по окружению и уничтожению врага непосредственно в столице Германии г. Берлине, меня, как и многих моих товарищей, ожидала новая награда. «За участие в героическом штурме и взятии Берлина наградить Ибрагимова Абдулкадыра медалью «За взятие Берлина», – говорится в указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года. Награду эту от имени Президиума Верховного Совета СССР мне вручил Военный комиссар Дагестана, полковник Пытков», – вспоминали дети и жена ветерана войны в той газетной заметке.

Сержант Абдулкадыр Ибрагимов вернулся в родное село только в конце 1947 года, вся грудь его была увешана орденами и медалями. В селе его ждали мать Цибац и жена Джамилат, которые всю войну вязали теплую одежду для фронта.

Ибрагимова сразу же назначили председателем сельского совета, поставив задачу поднять хозяйство, пришедшее в упадок после войны. Демобилизованный воин и в мирную жизнь включился с присущим ему энтузиазмом и инициативностью – словом и личным примером мобилизовал амухцев на возрождение запущенного хозяйства.

Молочная ферма колхоза им. Свердлова, которой заведовал Ибрагимов, в 1962 году заняла первое место в социалистическом соревновании среди горных районов по производству и продаже государству продуктов животноводства и увеличению численности поголовья скота.

«В день, когда бабушка умерла, а это было 27 июля 1948 года, родилась я – 7-я из восьми детей в семье. Мне дали ее имя – Цибац. Когда и отца не стало в ноябре 1994 года, все дети переехали в Избербаш, так как это было его завещание потомкам. Он так и говорил: «Дочка, если решишь переехать из родного села, приезжай в Избербаш, я там деревья посадил. Вы, также как они, должны там свои корни пустить», – с улыбкой на лице говорит дочь Абдулкадыра Ибрагимова.

Цибац также рассказала, как отыскала то самое дерево-аксакал, о котором я написала в самом начале очерка, обняла его и долго плакала, вспоминая дорогого сердцу человека, посадившего его. В конце 2017 года не стало и матери Цибац, но ее большая дружная семья, дети и внуки всегда помнят о героических подвигах отца, рассказанных после его смерти сильной духом Джамилат Ибрагимовой.

Маргарита ТЕМИРОВА.

Яндекс.Метрика