УЮТНЫЙ ХАОС НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

5 119 октября в Доме детского творчества под руководством педагога Раисат Казиевой прошло показательное занятие на тему «Натюрморт с книгой».

 

Дети и подростки разных возрастов заняли свои места в кабинете, где и начали составлять натюрморты. В переводе с французского этот жанр называют «неживая природа». Потому как, чтобы стать предметом натюрморта, плоды и фрукты должны быть сорваны, цветы – срезаны, а ракушки выловлены со дна морского.

Как пояснила руководитель творческого объединения «ИЗО» Раисат Казиева, здесь нет строгих правил. «Я лишь немного направляю своих учеников, даю небольшие подсказки из уроков, на которых учила азам этого жанра. Хорошо поставить предметы довольно не просто. Нежелательно совмещать несовместимое. Ставить предметы нужно просто, стремясь к естественному. Ведь натюрморт – это «уютный хаос» похожих друг на друга предметов, которые не повторяют форму и положение, имеют центр композиции, куда устремляется глаз наблюдателя и который является признаком её целостности.

Основная философия в составлении натюрморта – видение и настроение автора, которое создается набором предметов, освещением (его интенсивностью), буйством красок или монохромностью и т.д. Настроение является неотъемлемой и огромной частью рассказа о «тихой жизни» вещей. Передать его в композиции – это значит рассказать зрителю, о чем все же этот натюрморт, передать задумку автора наблюдателю.

Вот, к примеру, букет в вазе, чашка чая – удовлетворение от хорошего дня. Книга и очки в полутьме – одинокий вечер. Бутылки, обтянутые паутиной – забытые хозяином вещи. Зрелые плоды в композиции – символ плодородия, изобилия, богатства и благосостояния. Стекло – это хрупкость, фарфор – чистота, часы – напоминание о быстротечности жизни, книги и географические карты – символы наук. 

Когда в общее явление объединяются сюжет, цветовая палитра предметов и драпировка, композицию можно считать целостной и гармоничной».

Всего в этот день было создано 17 живописных натюрмортов, в которые смогли вдохнуть жизнь их авторы.

Лучшими из них были признаны работы Амины Абдулвагабовой «Радуга в ладошках», Кистаман Магомедовой «В ночной тиши», Зайнаб Гамзатдаевой «Полна надежд душа моя» и Марьям Алибековой «Молитва горца».

Маргарита ТЕМИРОВА.