ЧТО ГОД УЧЕБНЫЙ НАМ ГОТОВИТ?

 

2 0До начала учебного года остались считанные дни, и родители школьников как всегда  взволнованы вопросами, связанными с особенностью образовательного процесса в этом году, а он обещает быть активным на нововведения.

Как сфера образования готовится к открытию школ и детских садов к 1 сентября, готовы ли образовательные организации города к учебному году 2023-2024 гг., какие инновации в системе образования  ждут учеников и педагогов нашей редакции рассказала начальник управления образованием администрации г. Избербаша Зульфия Магомедова.

 

– В 2023-2024 учебном году у нас, как и прежде, будут функционировать 8 общеобразовательных школ. Две школы откроются после капитального ремонта – СОШ № 3 и СОШ № 11. Напомню, ремонтные работы проходят в рамках реализации регионального проекта «Модернизация школьных систем образования» национального проекта «Образование».

2 3Сейчас родительская общественность переживает, сядут ли их дети 1 сентября за парты, успеют ли завершить ремонт в зданиях? Школы откроются в любом случае, ремонт находится на заключительной стадии. Уже проведены основные работы. Могу сказать, что учебные корпуса и пищеблоки будут полностью готовы к приёму детей. Мы торопим подрядчиков, глава города Магомед Исаков лично контролирует ход работ, несколько раз в неделю  приезжает, проверяет, что и как делается.

Хочу отметить, что в школах большой объём работ сделан руками учителей. Среди педагогов много энтузиастов, низкий им поклон за такое серьёзное и ответственное отношение к работе.

В школах в рамках проекта помимо капитального ремонта проведены работы по повышению противопожарной безопасности и антитеррористической защищённости в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года. Средства для этих мероприятий выделены из муниципального бюджета:  МКОУ СОШ № 3 – 1 млн. 150 тысяч рублей, МКОУ СОШ № 11 – 1 млн. 175 тысяч рублей. В ходе работ оборудовано помещение для охраны, установлены система охранной сигнализации и речевого оповещения, турникеты.

2 5Что касается антитеррористической защищённости других школ, то в МКОУ СОШ № 12 за счёт сэкономленных средств (так как это бюджетное учреждение) проведены такие же работы, о которых я сказала  выше. Помимо этого организована охрана сотрудниками частного охранного предприятия. Помещение для охраны также оборудовано.

Во всех остальных школах имеются стационарные металлодетекторы и ручные металлоискатели, будут дежурить вахтёры, осуществляя пропускной режим. Безусловно, нам необходимо обеспечить и эти учреждения сотрудниками ЧОП, системами охранной сигнализации и речевого оповещения, турникетами и т.д., но данные вопросы мы планируем включить в проект на 2024 год,  так как сразу во всех школах это сделать тяжело из-за ограниченности средств.

3 0– Как обстоят дела  с ремонтом в других школах и детских садах?

– В других школах и во всех дошкольных учреждениях был проведён косметический ремонт. Были покрашены заборы, благоустроена территория, приведены в порядок кабинеты. В дежурных детских садах ремонт начался после 18 августа и завершится до 1 сентября.

В ДОУ № 4, который стал победителем республиканской программы капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений Республики Дагестан в 2023 году, сейчас проводится замена проводки во всём учреждении. Работы планируется завершить также к 1 сентября.

Акты готовности образовательных учреждений к новому учебному году подписаны и направлены в Министерство образования и науки  РД. Только у двух школ, в которых ведётся капремонт, будет отдельная специальная проверка и приёмка.

1 сентября нас ждёт долгожданное радостное событие – наконец откроется новый детский сад на 250 мест в посёлке Рыбный по ул. Российской, 15. Все правоустанавливающие документы и лицензия на ведение образовательной деятельности получены, заключение Роспотребнадзора тоже, учреждение передано нам на баланс.

С 1 сентября будет принята на работу заведующей Патимат Алиевна Магомедова. Она прекрасный педагог, с опытом работы более 15 лет в системе дошкольного образования. Также набран состав работников. В ходе комплектования на собеседовании приоритет отдавался, прежде всего, тем, кто соответствует по квалификации, проживает в этом микрорайоне, а также членам семей участников СВО. 

3 1В новом дошкольном учреждении открыто 14 групп – 4 ясельных и 10 дошкольных. Возраст детей – от 1,5 до 6,5 лет.  На данный момент продолжается формирование состава воспитанников. Уже зачислено 50 детей. Мы неоднократно давали объявление о наборе, предлагали родителям, стоящим в электронной очереди, возможность устроить ребёнка в новый детский сад. Ещё раз напоминаю, что для этого необходимо обратиться к нам, в кабинет  № 23, принеся с собой паспорт родителя и свидетельство о рождении ребёнка. А те, кто уже стоит на  очереди в другие детские сады, могут подать заявление, что они хотят направить свое чадо именно в новое ДОУ. Туда ребёнок будет зачислен сразу, не дожидаясь своей очереди. Такая возможность есть.

Потом при желании и появившейся возможности можно оформить перевод в ДОУ ближе к месту жительства.

Хочу обратить внимание родителей, что сейчас прорабатывается вопрос организации маршрута общественного транспорта до детского сада для родителей, которые будут возить детей из центра города. Буквально на днях этот вопрос обсуждался  на встрече заместителя главы администрации Наримана Рабаданова с представителями автотранспортного предприятия. Мы передадим режим работы детсада, чтобы водители подстроили график движения маршруток, и родителям было удобно привозить и увозить детей, добираться домой и до работы.

Что касается остальных двух детских садов, их открытие планируется до конца 2023 года. Готовность ДОУ по ул. Кураева, 30 (100 мест) составляет 98 %, ДОУ по  ул. Морская, 2 (250 мест) – 80-85 %. Пока эти детские сады не переданы нам на баланс, документы не получены.

2 2– Вернёмся к разговору о школах… Как в этом учебном году обстоят дела с обеспечением учебниками?

– К сожалению, на сегодняшний день у нас не хватает учебников. Почти в каждой школе в среднем обеспеченность учебниками составляет примерно  80-85 %. Где-то чуть больше – 90-95 %, где-то меньше. Это связанно с тем, что некоторые школы сильно перегружены. Например, СОШ № 1 и № 11 перегружены в два раза. Количество детей во всех учреждениях в этом году значительно увеличилось. Если в прошлом учебном году у нас было 9622 ученика, то в этом учебном году мы ожидаем, что за парты сядут порядка 10 тысяч учащихся. Поэтому учебников пока не хватает. Нами получены учебники только по родным языкам и учебники по «Культуре и  традиции народов Дагестана», «География Дагестана»  и «История Дагестана». Других учебников нам не поставили. Будут ли поставки? Не знаю. Заявку по количеству и всем наименованиям, которые нам необходимы, мы подали ещё в конце 2022 учебного года, обновив её и в первой половине 2023 года. Ждём.

– Зульфия Идрисовна, какие ожидаются новации в системе образования в новом учебном году?

– Вы, наверняка слышали, что с 1 сентября 2023 года в российских школах начнёт действовать так называемый золотой стандарт знаний. Соответствующие поправки в Закон «Об образовании в РФ» приняла Госдума. Речь о единых федеральных образовательных программах. Это базовая планка, ниже которой школам сползать нельзя.

Единая общеобразовательная программа  для  всех школ, как государственных, так и частных – самая громкая из реформ образования этого года. Так называемый «золотой стандарт» образования будет действовать во всех регионах страны, чтобы все школьники могли получать одинаковые знания и учиться по одним и тем же учебникам.

По мнению министра просвещения РФ Сергея Кравцова и депутатов ГД, это упрощает перевод учеников из одной школы в другую, ведь уровень знаний каждого школьника будет соответствовать тому, что изучают ребята в новом учебном заведении.

Ещё одно преимущество единой программы – соответствие заданий в ЕГЭ содержанию учебников. Будущим выпускникам на экзаменах не придётся сталкиваться с вопросами, которые они не изучали по школьной программе.

С нового учебного года начнётся внедрение федеральных основных образовательных программ (ФООП) по шести предметам (русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ) сразу во всех школах страны, а полный переход на ФООП планируется совершить в течение двух лет.

2 1При этом школы могут продолжать разрабатывать собственные программы, но, согласно поправкам в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», их содержание и ожидаемые результаты обучения не должны быть ниже государственных стандартов.

Замена учебных пособий по школьным предметам будет постепенной, однако планируется практически по всем дисциплинам (кроме истории и обществознания) использовать единые учебники, разработанные под строгим контролем Минпросвещения. Благодаря этому ученикам больше не придётся сталкиваться с орфографическими, фактическими и логическими ошибками в учебниках. А если материал в этих учебниках будет изложен доступно для учеников, отрицать целесообразность этой инициативы будет сложно.

Содержание учебных планов по школьным предметам значительно изменилось:

– стало больше учебных часов по русскому языку, литературе, математике;

– в курсе по истории появился блок про СВО;

– на уроках физики школьники изучают квантовые и нанотехнологии;

– на биологии – генетику и биотехнологии.

В целом на занятиях по естественным наукам стало больше практики, чтобы ребята могли применять полученные знания в жизни.

Воспитанию личности и формированию нравственных ценностей у школьников в последнее время уделяется особое внимание и это очень радует. В связи с этим в школьном расписании появится несколько новых уроков:

«Трудовое обучение» заменит дисциплину «Технология», где только недавно начали изучать робототехнику и искусственный интеллект. Теперь уроки труда снова будут проходить в традиционном формате практических занятий, а дополнительно во внеурочное время школьники будут заниматься общественно полезным трудом. Напомню,  законопроект об этом был принят 20 июля.

Появятся «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – дисциплина будет преподаваться в 5-9 классах и станет продолжением курса «Основы религиозных культур и светской этики», который изучают в начальных классах.

У учащихся 6-11 классов будут проводиться еженедельно занятия по профориентации. Целью этих уроков было объявлено формирование кадрового резерва в востребованных областях: школьникам помогут определиться с выбором профессии и расскажут о востребованных специальностях в разных областях. Занятия будут проходить в формате классного часа, где ребята будут защищать проекты, вести дебаты, проходить онлайн-диагностику и получать консультации психолога.

Со следующего учебного года предмет «ОБЖ» исчезнет из школьного расписания: его заменит дисциплина «Основы безопасности и защита Родины». А пока модуль по начальной военной подготовке уже включили в новый учебник по ОБЖ и вводят программу в отдельных регионах страны.

2 4Учебным заведениям в этом году на выбор будет предложено два варианта программы по ОБЖ: с модулем по начальной военной подготовке и без него. На тематических занятиях школьников обещают обучить навыкам, которые в современных реалиях не кажутся такими уж ненужными:

– оказывать первую медицинскую помощь при травмах и отравлениях;

– обращаться с ручными гранатами, противогазом и автоматом Калашникова;

– правильно вести себя во время военных действий, техногенных катастроф и стихийных бедствий и т.д.

Собственно, мы, советские школьники, в своё время это с удовольствием изучали, а потом, к сожалению, эти знания вдруг показались ненужными и их изъяли из образовательного процесса.

– Ждёт ли наших детей долгожданная пятидневная учебная неделя?

– Да, было заявлено и о пятидневке, но, несмотря на рекомендации Минпросвещения о переводе на пятидневку, окончательное решение принимает администрация каждого учебного заведения.

Зачастую углублённое изучение тех или иных дисциплин просто невозможно при пятидневной учебной неделе, ведь дополнительные уроки просто некуда «втиснуть» без нарушения норм СанПиН. Кроме того, учитывается количество детей в школах. В избербашских школах физически нет возможностей перевести детей на пятидневку – не хватает мест, как я уже упоминала выше, учебные заведения перегружены. У нас пятидневная учебная неделя будет для учеников 1-6 классов. В СОШ № 12 есть такая возможность для 7 классов. 

– А что ждёт учеников выпускных классов? Будут ли изменения в процедуре ЕГЭ?

– Что касается ЕГЭ, то содержание ЕГЭ-2024 останется прежним; а вот процедура регистрации на итоговую аттестацию претерпит некоторые изменения. В соответствии с приказом Минпросвещения, подать заявление на участие в государственной итоговой аттестации с этого года можно будет дистанционно, а при наличии уважительной причины  (например, болезни) можно будет также изменить перечень предметов и сроки сдачи экзаменов.

Ещё одна радостная новость – серебряные медали, которые перестали выдавать в 2014 году, снова будут вручать выпускникам одиннадцатых классов, у которых в аттестате о среднем общем образовании не более двух «четвёрок». Смогут ли обладатели серебряной медали получить какие-либо льготы при поступлении в вузы, пока не уточняется.

Есть новость и для педагогов – в школах окончательно утверждается новая должность – советник директора по воспитательной работе. В апреле текущего года сообщалось о том, что в 18-ти из более чем 40 тысяч российских школ эта должность уже внедрена, а с нового учебного года советники по воспитанию появятся во всех субъектах Российской Федерации.

Обязанностей у советника директора по воспитательной работе немало: это и патриотическое воспитание школьников, и развитие их талантов, и организация разнообразных внеклассных мероприятий – спортивных, культурных и туристических. Кроме того, в задачи советника по воспитанию входит проведение «Разговоров о важном» и вовлечение ребят в деятельность детских и молодёжных объединений.

В последние годы школы взяли курс на повышение качества образования и воспитание подрастающего поколения; таких масштабных реформ в системе школьного образования не было давно. Многие из них отсылают нас к советским традициям.

Благодаря таким параллелям кто-то воспринимает нововведения с энтузиазмом, а кто-то – скептически. Родители также обеспокоены тем, что новая усиленная программа и обязательная внеурочная деятельность оставят школьникам ещё меньше времени на отдых и хобби. К счастью, на внедрение всех инноваций потребуется время, которое просто необходимо самим учащимся на то, чтобы адаптироваться к новым реалиям.

Беседовала Анастасия МАЗГАРОВА.