ХОЛОДНЫЙ УМ И ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ УЧИТЕЛЯ

 

5 0До личной встречи с этим удивительным человеком я считала, что для написания хорошего очерка есть свои золотые стандарты и определенные критерии личности собеседника. Но теперь моё мнение кардинально поменялось, ибо эта неоднозначная, яркая персона смогла доказать обратное и разрушить стереотипы о том, что герой очерка должен обязательно любить свою профессию.

 

Но начну я всё же со своего личного мнения о любимом преподавателе Избербашского филиала ДГУ, с чьего предмета начался наш учебный год. Я просто не имею права упустить возможность написать очерк о человеке и учителе, который задал тон моей учёбе, показал всю мощь и силу ДГУ на своём личном примере. Я говорю о преподавателе теории государства и права Радике Нухдуеве, лекции которого совершенно не оправдывают первую часть своего названия «теория». Ведь рассуждая о теории в обучении какой-либо дисциплины, это, несомненно, важный для всех нас, но зачастую сложный и априори неинтересный этап. Все зависит от личности педагога и его умения преподнести легко даже самые сложные понятия.

Чем же так запомнились мне лекции этого преподавателя? Точными и прочными знаниями законодательной базы и истории собственной страны, великолепным чувством такта, большим терпением и мастерством учителя, его строгостью и требовательностью, вызванными желанием сделать студента более образованным и подкованным в этой отрасли, чтобы он знал свои права и имел личное мнение о сложившейся ситуации – перечислять можно бесконечно. Его лекции хороши были ещё и тем, что помимо разбора очередной темы, на парах происходят живые дискуссии, в ходе которых можно искать точки соприкосновения, в том числе и в случающихся разногласиях во мнениях, что тоже хорошо, ведь это помогает прийти к истине. Семинары – отдельная тема, здесь можно почувствовать себя в качестве преподавателя. К этим занятиям хочется готовиться самым наилучшим образом и хоть немного соответствовать уровню эрудиции Радика Орусхановича. Ведь видеть в глазах учителя гордость за успехи своего студента – это самый важный результат обучения, гораздо более ценный высшей оценки в зачетке.

Радик Орусханович всю пару проводит у трибуны на ногах, сосредоточенный и в то же время позитивный, он готов к любым вопросам студентов по его интереснейшему предмету. Можно слушать бесконечно эти умные речи, озвученные невероятно приятным тембром голоса, который не отвлекает, а наоборот привлекает внимать лекции. Удерживать внимание студентов на протяжении часа и более – особое искусство, которое под силу не каждому преподавателю. Его объяснения построены на конкретных выдержках из судебной и юридической практики, что для понимания теории весьма ценно! Его отличают удивительное умение точно и рационально до минуты рассчитать время лекции, обязательность и добросовестность, редкое сочетание мужественности и доброты, харизма и рассудительность, а также в равной степени дополняющие друг друга два начала – холодный ум и горячее сердце. Это сочетание дает в сумме теплые воспоминания о преподавателе, оставившем яркий след в моей жизни и памяти.

В моих мыслях, как бегущая строка на экране, транслируется одна и та же фраза, когда я вспоминаю о Радике Орусхановиче: «Преподаватель либо должен быть таким как он, либо не быть преподавателем вообще!». Умение живо и интересно преподнести материал, выделять голосом наиболее важные и существенные детали, многочисленные примеры и выдержки из законов, а также примеры из жизни придавали его лекциям ещё больше живости, благодаря чему интерес студентов повышается от занятия к занятию. Он влияет на студентов благотворно, побуждая учиться. А мудрый совет записывать заметки на полях пригодится на долгие годы, и на полях моих лекционных тетрадей не останется вопросов без ответов.

Необычайно удивительное у нашего преподавателя даже его редкое, запоминающееся имя. У древних славян имя Радик ассоциировалось с радостью, ведь именно таким был и его перевод – «радостный», «тот, кому рады», «солнечный луч», «лучезарный». Излучающий свет радости и знаний человек, которому судьбой были уготованы различные неожиданные повороты и крайности, все же смог сохранить этот свет в душе, не растерять его и донести до людей.

5 1С рождения живя в Избербаше, Радик Орусханович сначала попал в руки опытных преподавателей одной из лучших школ города № 8. Там и началось его становление под чутким руководством классного руководителя Мотченко Ивана Александровича. Как рассказывает сам герой очерка, учёба давались легко, несмотря на увлекательное детство с долгими играми во дворе под окнами своих школьных учителей, которые, видя целый день гуляющего на улице Радика, старались поймать его во время опроса на незнании, но этого не случалось, что у них  вызывало недоумение и восхищение. Могли ли тогда предположить его наставники, что спустя 5 лет после окончания школы и факультета истории советского права ДГПУ г. Махачкала, в 1987 году их талантливый ученик вернется к ним уже в качестве коллеги.

Одной из его личных и весьма продуктивных методик, которую, я уверена, читая эти строки, вспомнят его подопечные, был опрос учениками своего учителя. Да, вы не ослышались, все было именно так. Приходя на урок, Радик Орусханович в первую очередь сам претерпевал проверку своих знаний, демонстрируя их в зависимости от темы и изучаемой исторической эпохи по политической карте мира либо по картам Советского Союза, древнего мира, средних веков. «Ученики по заранее подготовленным дома вопросам «гоняли» меня по карте первые 5 минут урока. Отвечая на вопросы, я давал понять ученикам, что имею право требовать с них, показав прежде, что знаю сам» – поясняет мой собеседник.

По стандартам методических разработок это, наверное, выглядит как потеря драгоценного времени урока, но на практике эта педагогическая находка была весьма плодотворной. Уже через год такой продуктивной работы молодой, одаренный педагог, достойно пройдя проверку комиссии Министерства просвещения Дагестана, получил высший разряд и доказал всем свою состоятельность в профессии.

Также долгие годы Радик Нухдуев выполнял работу завуча школы, но в 1998 году по приглашению руководства ДГУ перешёл в новый коллектив, где также стремительно шел по карьерной лестнице, завоевывая уважение руководства, коллег и студентов. Уже через год преподавания таких дисциплин, как философия, социология и история религии, он стал деканом юридического факультета, и вплоть до 2019 успешно совмещал ведение этих предметов с ответственной административной работой, став позже деканом высшего образования и заведующим отделением экономики и юриспруденции. После вынужденного перерыва в 2021 году Радик Орусханович вновь вернулся в вуз и начал преподавать студентам теорию государства и права. И как оказалась, его пара новой дисциплины на моем курсе для него также была первой, как и для меня в первый день учёбы.

Именно здесь, в учёной среде и творческой атмосфере филиала ДГУ, у героя очерка появилось желание написать свой первый и не единственный научный труд. На основе анализа всей трудовой деятельности в 2000 году учёный совет фонда Всероссийской аттестационной комиссии присвоил Радику Нухдуеву звание кандидата исторических наук, а его работа на тему «Модернизация в России» была оценена по заслугам за актуальность  в период активной вестернации страны и построения новых рыночных отношений.

Было у меня время побеседовать со своим интереснейшим собеседником и на отвлечённые темы. Например, на мой вопрос, на какую выдающуюся историческую личность хотел бы он ровняться, опытный историк назвал имена французского военного и государственного деятеля, генерала Шарля де Голя и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. «Шарль де Голь благодаря своим личностным и волевым качествам очень многое сделал, чтобы послевоенная Франция могла быстрее возродиться и, несмотря на то, что в итоге всё же потерпел поражение, он импонирует мне своей волей, железной хваткой и силой веры в то, что он делал. А истинный патриот страны Черчилль и то, как он искусно отстаивал интересы своей страны, просто восхищает!» – говорит Нухдуев.

5 2Могу лишь добавить, что если сам человек равняется не на властных и деспотичных, а на таких благородных людей, в ответ хочется равняться на него.

Не застал врасплох героя очерка и вопрос о том, в какой исторической эпохе он хотел бы жить. «Мой выбор бы пал на Ренессанс – одну из величайших культурно-исторических эпох истории развития человечества. Это был период возрождения после средневекового мракобесия, когда активно появлялись новых подходы ко всему – научные открытия, воспевание силы человеческого ума, талантов, способностей и т.д. В ту эпоху считалось, что общество и государство должны делать все, чтобы человек мог раскрыть в полной мере свой потенциал и реализовать себя, и общество ему в этом не мешало. Человек – кузнец своего счастья, человек – мера всего, именно человек определяет ценность и значимость всего – эти понятия эпохи Возрождения мне очень близки. И если строить свою жизнь по тем принципам, которые проповедовали деятели философии эпохи Возрождения, то сложилось бы общество, основанное на братстве, равенстве и справедливости. Люди жили бы иначе, и мировоззрение их было бы более оптимистичным» – констатировал Радик Орусханович.

Также рассказал преподаватель и о своем увлечении, которое стало отдушиной и радостью не только для его глаз, но и для окружающих. Уже несколько лет мужчина в период отпуска выращивает перед своим домом яркую цветочную клумбу, которой любуются тихими летними вечерами все соседи. А однажды сюда на фотосессию приезжали молодожёны, чтобы воочию увидеть и запечатлеть эту дивную красоту природы, которой помогли предстать во всей красе заботливые руки цветовода-любителя.

Поддержкой и опорой героя очерка является его большая дружная семья. С супругой Гульнарой они вырастили и воспитали четверых прекрасных детей, радует и самое младшее поколение – четыре внучки и два внука. Все три дочери   преподавателя получили высшее экономическое образование в филиале ДГУ, а единственный сын успешно окончил юридический факультет и сейчас, вернувшись из армии, готовится к предстоящей защите дипломной работы, будучи студентом экономического факультета вуза.

Коллеги безмерно любят и уважают Радика Орусхановича, называя его кладезем мудрости и прочными плечами, на которые всегда можно положиться. И в самом деле, проработав всю жизнь в коллективах школы № 8 и ИФ ДГУ, он достиг высоких показателей и заслуженных наград в профессии, оставаясь при этом честным перед самим собой и окружающими в том, что педагогическую деятельность своим призванием он никогда не считал. Нухдуев всегда мечтал заниматься юриспруденцией, хотел работать не столько в практической, сколько в научной среде этой науки.

Говорят, что пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы. Плывя всю жизнь против течения, желаю Вам, Радик Орусханович, не выбиться из сил, продолжать быть лучшим вопреки всему и понимать свою исключительную ценность для окружающих.

Буду с нетерпением ждать нового учебного года в ДГУ, чтобы продолжить посещать пары любимого преподавателя, который будет учить нас на философии любви к мудрости. Уже в предвкушении…

Маргарита АРСЛАНБЕКОВА,

студентка 1 курса

юридического факультета

очно-заочного отделения ИФ ДГУ.