В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ

 

Герой неоднозначного романа Чака Паланика «Бойцовский клуб», живя в современном нам обществе потребителей и сам этим потребителем являясь, говорил: «На долю нашего поколения не досталось ни великой войны, ни великой депрессии. Наша великая депрессия – это наше существование. Это депрессия духа». Пытаясь бороться с этим и бунтуя с окружающей действительностью – миром глянца, рекламы, стереотипов и ярлыков, он пришел к радикальному решению: объявить духовную войну человечеству, совершить революцию, которая привела бы к созданию новой культуры, уничтожив при этом все неприглядности и несовершенства нашего бытия. Затея была слишком масштабной для энтузиаста-одиночки, а потому заранее обречена на провал.51-8-2

О том, на что способны такие бунтующие герои и так ли это важно – найти свой смысл жизни, рассуждали учащиеся 8 «А» класса СОШ № 1 вместе с преподавателем Барият Якубовой на уроке литературе, посвященном разбору поэмы М. ЛеИрмонтова «Мцыри». Главной особенностью урока была его интегрированность с психологией, а помогала в этом школьный психолог Зумруд Агаева.

Прослеживая каждую деталь биографии грузинского послушника, школьники отмечали, к чему он стремился, каких главных составляющих ему не хватало для счастья, насколько желанной и вместе с тем губительной была свобода. Ребята давали характеристику романтическому герою – характерному типу героя произведений XIX века, описывали эволюцию Мцыри после побега из монастыря и схватки с барсом. Восьмиклассники пришли к выводу, что стремление обрести свой настоящий дом, родных и близких, испытать чувство любви, остро и ярко вспыхнувшее при виде прекрасной грузинки – все то, чего Мцыри был лишен в стенах монастыря, делало его несчастным и, в конце концов, привело к трагической гибели. 

Разобрав произведения, учащиеся делились и своим собственным пониманием смысла жизни: для кого-то он заключался в том, чтобы получить хорошую оценку и порадовать родителей, для другого – в стремлении стать врачом и помогать людям. А завершился урок притчей, которую рассказала З. Агаева. Об одном юноше, который, задумав испытать своего учителя, поймал бабочку и спрятал ее между ладонями. «Если учитель скажет, что в моих руках жизнь, – думал он, – то я сожму ладони, и бабочка мертвой упадет на землю. Если же он скажет, что в моих руках смерть, – то я разомкну их, и она улетит». С вопросом: «Что в моих руках, жизнь или смерть?» подошел он к мудрецу. Тот, даже не взглянув на него, ответил: «Все в твоих руках». Зумруд Агаевна пожелала ребятам стремиться к достижению своих целей и никогда не забывать, что все в наших руках.


Муминат МАГОМЕДОВА.