АКАДЕМИК ШАМИЛЬ АЛИЕВ

ВСТРЕТИЛСЯ С УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ № 1

 

3-2Ученый с мировым именем, академик Шамиль Гимбатович Алиев 14 ноября встретился с учащимися и преподавателями первой школы, выпускником которой он был в далеком 1960 году.

 

Знаменитого гостя встретили и поприветствовали глава городского округа «город Избербаш» Абдулмеджид Сулейманов, начальник Управления образованием города Раисат Гаджиалиева и директор школы Магомед Муслимов.

На перечисление одних только званий и наград Ш.Г. Алиева не хватило бы и всей газетной полосы. Поэтому назовем лишь часть из них. Шамиль Гимбатович является представителем Санкт-Петербургской школы военного кораблестроения, Генеральным конструктором САПР противолодочного оружия, лауреатом Государственной премии Российского комитета оборонных отраслей промышленности, доктором технических наук по военной технике и вооружению ВМФ, профессором прикладной математики и вычислительной техники, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, лауреатом золотых медалей Келдыша, Циолковского, Бармина.

Решением Международного научного астрономического союза от 6 августа 2009 года именем Шамиля Гимбатовича названа малая планета солнечной системы. Он избран в Российский национальный комитет по теоретической и прикладной механике. Шамиль Алиев автор многих фундаментальных исследований, основоположник теории аналитического проектирования подводного оружия, он включен в 40-томную энциклопедию РАН по разделу «Корабли и суда» и в Российскую Морскую Энциклопедию, является руководителем проекта и соавтором первой в мире малой энциклопедии по торпедному оружию.

О масштабе личности Шамиля Алиева свидетельствует тот факт, что академик РАН Евгений Велихов назвал его брендом российской военной кораблестроительной науки и мировой просветительской мысли.

Общественную и гуманитарно-просветительскую деятельность Ш.Г. Алиева без преувеличения можно назвать уникальной, как с точки зрения задумки и технологии проведения, так и по эффективности. За исключительные заслуги, способствующие величию, славе и процветанию России, он награжден Орденом Петра Великого.

Шамиль Гимбатович – знаковая для современного Дагестана фигура. Он – пример ученого мирового уровня, выдающегося практика науки и в то же время прекрасного педагога. Как он сам признался в начале встречи: «Чем ближе я становлюсь к старикам, тем важнее для меня становятся детки. Там, где есть детвора и старики, там есть настоящая жизнь. По большому счету, в мире нет никого, кроме детей и стариков, остальные – во многом промежуточное звено».

Дети слушали ученого с огромным интересом. Ему хватило нескольких минут, чтобы завоевать расположение и внимание юной аудитории. По его собственному признанию, умение находить контакт с любым ребенком это его главный талант. Хороших учителей, способных вызвать у ребенка постоянный интерес, очень немного, на это способен лишь один из пятидесяти миллионов.

Шамиль Гимбатович уверен, что настоящий ученый в обязательном порядке должен встречаться с детьми, это одна из его главных задач, нравственный долг. Это было традицией русской научной школы, к сожалению, утраченной в наши дни. «Поэтому ни о какой реформе образования в стране сегодня не может быть и речи на фоне разрыва между школой и академической наукой. Ректоры и проректоры вузов часто сетуют на низкий образовательный уровень абитуриентов, но сами при этом редко посещают школы и беседуют с детьми.

Нравственный долг каждого – прививать ребенку вечные ценности. Поскольку если вечных ценностей не будет, свои ценности ребенку навяжут улица, деньги или власть. А это весьма чревато серьезными проблемами в будущем», – считает академик. 

Его гуманитарная деятельность в значительной мере связана с повестью Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Шамиль Гимбатович признался, что перечитал ее уже больше пятидесяти раз.

«Толстой не написал больше ни об одной яркой персоне на Кавказе, он был влюблен в Хаджи-Мурата. Я задался вопросом: а за что он его полюбил? Подавляющее большинство людей считают, что Хаджи-Мурат – это просто бесстрашный воин, из повести же Толстого следует не только это. В ней создан многослойный образ независимого человека, который не только в силу религиозных представлений подчиняется предписанности судьбы, но и может бросить ей вызов, попытаться порвать цепи, сковывающие его интеллект. Тогда миру открывается некоторое дарование. До сих пор в горах поют песни о Хаджи-Мурате. Его образ ушел в мифологию».

Проникшись доверием к такому незаурядному лектору, школьники засыпали его вопросами – о любимом предмете, были ли у него трудности в изучении какого-либо предмета, любит ли природу и чем она его вдохновляет, какой успех был самым значимым в жизни и другие.  От вопросов не удержались и принимавшие участие во встрече преподаватели и директор школы Магомед Муслимов.1-1

В завершение встречи все ее участники сфотографировались на память.

Ибрагим ВАГАБОВ.