ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
ГЛАЗАМИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В современном обществе психологические проблемы подростков становятся всё более актуальными и заметными. Сложности, с которыми сталкивается подрастающее поколение, многократно растут в связи с высоким темпом жизни, давлением со стороны сверстников и социальных сетей, а также отсутствием стабильных ориентиров в мире, где изменения происходят постоянно.
Взаимоотношения детей и родителей зачастую оказываются на грани, и обе стороны чувствуют себя непонятыми и оторванными друг от друга. Это приводит к ещё большему напряжению в семьях и затрудняет эффективное общение.
Психологическое здоровье ребёнка – это основа его успешного развития как личности и его благополучия в будущем. Проблемы, которые не были замечены и решены в детстве, могут иметь серьёзные последствия во взрослой жизни. Родители, стремясь сделать всё возможное для своих детей, часто сталкиваются с вызовами, к которым они не были готовы. Это может быть отсутствие контакта с подростком, агрессивное поведение, уход в виртуальный мир, нежелание учиться или участие в деструктивных группах. Мы встретились с педагогом-психологом МКОУ СОШ № 1 Агаевой Зумруд Агаевной, чтобы обсудить, как родителям справляться с этими трудностями, как наладить контакт со своими детьми и помочь им преодолеть сложности подросткового возраста.
– Зумруд Агаевна, с какими проблемами к вам обращаются чаще всего?
– Наиболее распространённой проблемой являются сложности во взаимопонимании между родителями и детьми. Желания родителей зачастую расходятся со взглядами детей на различные ситуации. Например, это может быть профориентационный вопрос, когда родители хотят, чтоб их ребёнок получил одну профессию, а он, в свою очередь, хочет выбрать другую. Или это может быть непонимание мотивации каких-либо неоднозначных поступков со стороны ребёнка. Также могут быть проблемы в коллективе, общении со сверстниками и т.д.
– Какие главные ошибки, по вашему мнению, совершают родители в воспитании?
– В первую очередь могу отметить вседозволенность. Когда ребёнок растёт без рамок и правил, а потом попадает в социум, начинают происходить конфликтные ситуации. Следует с детства приучать детей к общественным нормам и устанавливать правила. Также распространенная ошибка – это игнорирование важности эмоционального контакта с ребёнком. Многие родители считают, что главным проявлением любви является предоставление своим детям всего необходимого в материальном плане. Они думают: «У него ведь всё есть, почему он ведёт себя так?» Но детям очень важно ваше внимание и участие в их жизни. Нужно уметь слушать и проводить время вместе.
– Во всех проблемах подростков виноваты родители?
– Конечно, нет. Подростковый период – это этап любопытства, желания нарушать правила и пробовать всё новое. Какой бы идеальной не была обстановка дома, родителям всё равно рано или поздно придётся столкнуться с определёнными проблемами.
– Какие основные причины девиантного поведения у детей и подростков Вы могли бы выделить?
– Когда ребёнок не получает достаточного эмоционального тепла, поддержки и внимания от родителей, он может искать альтернативные способы привлечь к себе внимание, включая девиантное поведение. Это может быть протестом против равнодушия или способом компенсировать недостаток любви и заботы. Также подросток может подвергнуться негативному влиянию окружения, включая семью, школу, сверстников. Если ребёнок находится в неблагополучной среде, где нормы и ценности искажены, он может начать проявлять девиантное поведение как способ адаптации или получения признания.
– Что делать родителям, чтобы ребёнок не начал вести себя деструктивно?
– Прежде всего, самим подавать правильный пример и соответствовать своим требованиям. Например, бросить вредные привычки, заниматься спортом, проводить свободное время с пользой. Для человека в детстве родители – главный авторитет и ролевая модель, поэтому лучше на своём примере с ранних лет показать правильный образ жизни. Если ребёнок растёт в семье, где постоянно происходят конфликты, родители проявляют агрессию друг к другу, то он тоже перенимает такую модель поведения и может агрессивно вести себя в обществе. Здоровая семья начинается с родителей.
– Что делать, если уже поймал ребёнка за вредными привычками?
– Нужно стараться сохранять спокойствие. Ошибкой будет кричать, грубить, запугивать, применять силу. Это может только ещё сильнее побудить подростка продолжать пагубные действия «назло» родителям. Следует провести спокойный серьёзный разговор и объяснить все возможные последствия вредных привычек для здоровья и социальной жизни, привести примеры из личного опыта и т.д. Подростки не всегда осознают полные последствия своих действий. Недостаток информации о вреде алкоголя, курения и наркотиков, а также отсутствии знаний о том, как это может повлиять на их здоровье и будущее, часто приводит к тому, что они легко поддаются искушению. Когда дети не получают достаточного внимания, заботы и поддержки от родителей, они могут искать утешение во вредных привычках. Чувство одиночества и отсутствие эмоциональной связи с родителями часто приводят к тому, что подростки пытаются заполнить внутреннюю пустоту деструктивными способами.
– Какое влияние на подростков оказывают интернет и соцсети?
– Интернет может быть как полезным инструментом для развития и обучения, так и источником серьёзных психологических проблем. Со вторым мы часто сталкиваемся поскольку, как было сказано ранее, подростковый возраст – это пик любопытства. Им интересно всё взрослое, запретное, скандальное и шокирующее. Проводя время за таким контентом, незрелая психика ребёнка подвергается негативному влиянию. Также могут сформироваться зависимости от интернета или игр. Чрезмерное время, проводимое в интернете, может привести к ухудшению успеваемости, проблемам со сном и даже физическим проблемам, таким как ухудшение зрения или осанки.
– Как действовать родителям, чтобы не возникало таких ситуаций?
– Опять же, проводить время со своими детьми. Лучше вместе смотреть какой-то полезный и развивающий контент. Не давать ребёнку весь день проводить за компьютером или телефоном – лучше занять его чем-то продуктивным, например, спортом или творчеством. Не нужно отдавать детей сразу на 10 секций и кружков, просто найдите то, что им по душе и пусть их свободное время проходит с пользой. Важно установить чёткие правила использования интернета и социальных сетей, включая ограничение времени, проводимого онлайн, и определение, какие сайты или приложения разрешены.
– Можно ли читать личные переписки ребёнка в соцсетях?
– С точки зрения психологии так делать не следует. Это только формирует недоверие ребёнка к родителям и приводит к скрытности. Лучше стараться выстроить доверительные отношения в семье, и тогда не придётся заниматься ничем подобным. Если ребёнок полностью доверяет своим родителям, то сам поделится тем, что на душе.
– Сейчас идёт серьёзная информационная война, к участию в экстремистской деятельности кураторы деструктивных движений часто привлекают подростков, так как те легко подвергаются внушению. Как понять, что ребёнок попал под влияние радикальной идеологии?
– Обратить внимание на резкие изменения в мировоззрении. Например, внезапный интерес к политическим или религиозным идеям, чего раньше у ребёнка не наблюдалось. Ещё один сигнал – скрытность в поведении, а также в общении с новыми знакомыми или в онлайн-деятельности. Должно насторожить, если он начинает поддерживать какие-то случившиеся экстремистские действия, проявлять агрессию к другим социальным, этническим, религиозным группам. Могут начаться прогулы школы или наблюдаться сильное ухудшение успеваемости.
– В новостных ресурсах МВД республики в последнее время часто можно увидеть информацию о том, что какой-то ребёнок ушёл из дома. Почему могут происходить такие ситуации?
– Если в семье на ребёнка постоянно кричат, грубят, бьют, то у него возникает желание покинуть этот дом. Также причиной могут быть какие-то старые затаенные обиды, о которых родители даже не помнят. Ещё одним вероятным мотивом может послужить игнорирование ребёнка в семье, когда ему не уделяют внимания, не считаются с его мнением. Конечно, причина может быть и не в семье, а в каком-то внешнем влиянии или желании самого ребёнка сбежать от правил и ограничений.
– Перейдём к самому сложному вопросу. Худшее, чем могут обернуться психологические проблемы ребёнка – это суицид. По каким сигналам в поведении ребёнка можно определить наличие суицидальных мыслей?
– Резкие изменения в поведении, внезапные смены настроения, изоляция от семьи и друзей. Высказывания типа «я никому не нужен», «зачем я родился». Чрезмерное внимание к теме смерти: частые упоминания в разговорах или творчестве. Проявление саморазрушающего поведения. Резкие колебания в успеваемости, отказ посещать школу. Если родители или другие взрослые замечают один или несколько из этих сигналов, это повод для немедленного обращения за помощью к специалистам.
– Какие рекомендации Вы могли бы дать родителям для налаживания контакта с детьми, особенно в трудные периоды?
– Покажите, что вы всегда готовы поговорить и помочь, даже если ребёнок не сразу обращается к вам за поддержкой. Найдите общие интересы или хобби, которые помогут вам сблизиться. Совместные занятия могут стать отличной платформой для непринужденного общения. Интересуйтесь его делами, увлечениями, друзьями. Это покажет, что вам важно то, чем он живёт. Дети часто учатся, наблюдая за поведением родителей. Покажите на собственном примере, как важно управлять своими эмоциями, решать проблемы конструктивно и поддерживать здоровые отношения.
Надеемся, эти ответы помогут раскрыть различные аспекты воспитания детей и предложат родителям ценные советы и рекомендации от опытного психолога.
А. БАЙРАМБЕКОВ.