Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

Emblem 1

 

ПРИЁМЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

5 0Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, адекватно оценивать себя и свои достижения.

  

Для подготовки таких учащихся современному учителю  необходимо использовать такие  методы  и приемы, которые помогут учащимся не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности. Важная роль, безусловно, отводится урокам русского языка и литературы.

Как сделать процесс обучения эффективным для ребёнка, который живет в век Интернета и виртуального пространства, в совершенстве владеющего компьютерными технологиями? Как научить детей видеть прекрасное вокруг себя, как воспитать любовь к чтению классической литературы? Эти вопросы, наверное, возникают у каждого учителя русского языка и литературы.

Работая более 20 лет  в школе,  пытаюсь выстроить систему взаимоотношений таким образом, чтобы создать максимальные условия для взаимного доверия и творческой атмосферы. Считаю весьма целесообразным использовать на уроках русского языка и литературы приемы театральной педагогики. Ведь художественное творчество, в том числе и актерское мастерство, ярко раскрывает природу личности ребёнка. На уроках русского языка и литературы я применяю приёмы театральной педагогики: этюд, выразительное чтение, инсценировка, театральная игра. Для учащихся пятых классов использую приём «выразительного чтения» (одиночный этюд). В период психологической адаптации, которая происходит в 5 классе, самый короткий путь, на мой взгляд, эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Приобщая ученика к театральной игре, я также развиваю в нем творческое воображение, фантазию, чувственность, уверенность в себе. Игра оказывает большое влияние и на речь ребёнка. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. На уроке литературы мы разыгрываем небольшие сценки по произведениям И.А. Крылова («Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица», «Волк на псарне»), инсценируем эпизоды русских народных сказок. Инсценировка всегда у нас начинается с перевоплощения в того героя, которого пятиклассник будет играть. Затем мы читаем рассказ по ролям и инсценируем его. В ролевых играх ученик, во-первых, играет, во-вторых, учится, в-третьих, приобретает жизненный опыт. Одни игры похожи на фронтальную беседу, другие требуют групповой работы, а иногда проходят в форме дискуссии, как, например, на уроках русского языка в 5 классе. При изучении темы «Диалог» ребятам даю задание составить диалоги на разные случаи, а затем их проиграть. В 6 классе, при обобщении тем: «Устаревшие слова», «Профессионализмы», «Заимствованные слова», «Диалектизмы» и др. ребятам даю набор слов, относящихся к разным лексическим группам, ученики делятся на группы и каждая группа распределяет слова, а затем составляет небольшой текст и выступает в роли жителя определённой местности, человека, живущего в XIX веке, иностранца и т.д. Игра помогает сохранить интерес к русскому языку и литературе, способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке. На уроках в старших классах тоже использую ролевые игры. Например, уроки-суды. Ребята любят примерять на себя роли обвинителей и адвокатов, свидетелей и потерпевших. Ребятам важен процесс обсуждения, где по-новому звучит текст, где герои могут раскрыться с неожиданной стороны. Стали традиционными в 10 классе уроки-суды над Родионом Раскольниковым из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Евгением Базаровым из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», в 11 классе суды над Мастером из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Григорием Мелеховым из романа «Тихий Дон». Вживаясь в образ, ученик лучше понимает своего персонажа, а значит, понимает замысел автора, ну а также желание прочитать ещё одно произведение этого автора! А все потому, что инсценирование таит в себе большие возможности для серьёзной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту.

Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации метапредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учеников, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь. На протяжении всего урока остаётся заинтересованность учащихся, особенно, если театрализация не обговаривалась с ними предварительно.

Взаимосвязь литературы и театра постигается учащимися на уроках анализа художественных произведений через вживание в образ персонажа. С большим удовольствием мои ученики участвуют в импровизированной инсценировке рассказа А.П. Чехова «Хамелеон», пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», комедии «Горе от ума».  После постановки «актёры» и «зрители» без труда делают анализ произведения и рассуждают над заглавием.

Элементы театрализации  широко использую я и на уроках русского языка. Провожу различные игры, использую материалы из занимательной грамматики. При изучении в 5 классе таких тем, как «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Словообразование» использую сказки, которые нахожу в различных пособиях, методических журналах или сочиняю сама, привлекая к этому ребят. Вот, например, при изучении темы «Фонетика»: – Кто вы такая? – спросил у буквы звук А, пытаясь пристроиться в первом слоге слова «ВОДА» – Я орфограмма и всегда стою на страже интересов ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА ГРАФИКИ. – Интересно, кто же угрожает ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВУ? – иронически улыбаясь говорит звук А. – Уж не хотите ли вы сказать, что… –  Именно вы, безударные гласные, норовите пролезть, куда вас не просят! – рассердилась Буква, которая привыкла подчиняться правилам. – Ударения на вас нет! Но тут появилось грозное Ударение. Применив, согласно инструкции, два способа проверки сомнительных гласных, оно сразу поставило всех на свои места: вОды, вОдный. И пристыженный звук  А уступил место букве О. Так всегда бывает, когда в силу вступает Закон правописания.

На уроках русского языка в 6 классе в теме: «Описание интерьера» описываем рабочий кабинет А.С. Пушкина. Для того чтобы вызвать интерес к данной работе, заранее подготовленный ученик данного класса, выступает в роли А.С. Пушкина и рассказывает о том, как работал Пушкин, чем он пользовался, когда писал свои гениальные произведения. Ребята с большим удовольствием слушают рассказ А.С.  Пушкина, задают очень много вопросов, на которые учащиеся вместе отвечают.

Большую роль на своих уроках отвожу выразительному чтению. Для меня выразительное чтение – это искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Если ребёнок не понимает смысла того, о чем читает, то такая деятельность обречена на провал.  Вначале я читаю для образца сама, либо пользуюсь аудиозаписями великих актеров. Очень полюбилось ребятам выразительное чтение басен И.А. Крылова, особенно чтение по ролям.

Уроки-спектакли это сочетание нескольких приёмов театральных технологий на одном уроке. Данный урок должен иметь законченное режиссёрское действие, иметь цепь событий, действие его должно развиваться импровизированно. Очень удачно такие уроки идут как уроки обобщения по пройденной теме. Наиболее важным в работе по подготовке к спектаклю считаю выбор репертуара. Пьеса должна нравиться детям и быть им по силам. И обязательно каждая  постановка должна выполнять как минимум три функции: познавательную, нравственную, эстетическую.

 Артисты должны эмоционально пережить свою роль, только тогда они смогут донести и зрителю эти эмоции. Любая деятельность театрального проекта должна быть совместной. Все делаем сообща, помогая друг другу.

Этапы  совместной  работы

– Выбор произведения (расширение рамок школьной программы, повышение читательской активности).

– Анализ текста (развитие лингвистической компетенции: совместное обсуждение, определение темы, идеи).

– Определение сверхзадачи (ради чего осуществляется постановка, какую идею обучающиеся желают донести до зрителя).

– Изучение эпохи (межпредметная связь, изучение костюма, этикета, исторических событий, происходящих в это время).

– Распределение ролей (способность аргументировать свою позицию, прислушиваться к советам одноклассников).

–  Изготовление костюмов и реквизита (способность к самовыражению через различные виды творчества).

– Исполнительское мастерство (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

Особое значение имеет подготовка учеников к инсценированию. Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся. В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации, и сами учащиеся начинают поиск нужного материала; читают дополнительную литературу (справочную, научно-популярную, художественную литературу, критическую литературу), чаще обращаются за консультацией к учителю – это создает условия для формирования навыков (опыта) самообразования.

В обучении театрализации выделяются следующие этапы:

– подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста;

– исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);

– репетиционный этап перед воображаемым зрителем;

– презентация подготовленного проекта;

– рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.

В процессе этого сотворчества создаются благоприятные условия для развития креативности.

За годы работы в школе мною было поставлено немалое количество постановок,  литературно-музыкальных мероприятий, например, «Пушкинский бал» по страницам произведений: Л.Н. Толстого «Война и мир» А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»  М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»,  комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума»  и «Ревизора» Н.В. Гоголя, закружил в вальсе девчонок и мальчишек 11 класса, раскрылись спящие таланты, привились определенные навыки… Литературно-музыкальное мероприятие окунуло всех участников в  эпоху XIX века, который называют «Золотым веком». Ребята подготовили большое количество литературного, поэтического и музыкального материала, что позволило создать необыкновенную, неповторимую атмосферу, где каждый выступал и актером, и зрителем одновременно. Ребята по-иному смогли взглянуть на героев прочитанных произведений и передать своё видение зрителю. Выпускники считают, что этот литературный бал – одно из самых памятных событий в их школьной жизни, воспоминание, которое сохранится у них на всю жизнь. Они всегда будут помнить, что были на сцене Наташей Ростовой, Николаем Болконским, Пьером Безуховым, Евгением Онегиным, Татьяной Лариной, Хлестаковым, Молчалиным, Лизой, Королевой из сказки и другими героями самых разных классических произведений. С каждым таким мероприятием в наших школьниках прибавляется частичка прекрасного, их сердца открываются навстречу животворящей силе художественного слова и музыки.

Подводя итог, хочу отметить, что применение театральной технологии оказывает эффективное влияние на развитие творческого потенциала личности. Являясь ненавязчивой формой работы, театрализация помогает учителю достигать поставленных целей. «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат», – написал Василий Александрович Сухомлинский. Нельзя не согласиться с великим педагогом, действительно, каждый ребёнок индивидуален и к нему нужен особый подход. Мне кажется, что именно театральная педагогика способна помочь учителю найти эти струны, которые приведут к большому успеху учителя и его учеников.

Ижев ИМАНАЛИЕВА,

учитель русского языка

 и литературы

МКОУ «СОШ № 2».

Яндекс.Метрика