РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно: все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьёй, она – естественная часть жизни любого человека, при этом с изменениями семьи и её функцией постепенно меняется ценностное отношение к ней.
Для формирования человеческого поведения при всей сложности и многоплановости его детерминации первостепенное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой возникают первоначальные ценностные ориентации. Кроме того, импульс к значительной части поступков исходит из различного рода ситуаций, ежедневно складывающихся в процессе общения с близкими. Роль семьи велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения.
В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:
– неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
– порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
– девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;
– предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
– противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назовем наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье.
Неблагоприятные условия семейного воспитания.
1. Асоциальное поведение родителей.
2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.
3. Гиперопека.
4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.
5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.
«Это может случиться с кем-то другим, но не со мной и моим ребенком», – говорят большинство родителей. Но правонарушения и преступления совершают не только дети из неблагополучных семей.
Так что же делать родителям, если они узнали о том, что их ребенок попал в «группу риска»?
Реальная возможность помочь ребенку,
как говорят психологи, – это следовать
«дорогой в четырнадцать шагов».
1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.
2. Разберитесь в ситуации.
3. Сохраните доверие ребенка к себе.
4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребенком.
5. Измените свое отношение к ребенку.
6. Не позволяйте собой манипулировать.
7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.
8. Меньше говорите, а больше делайте.
9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком.
10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.
11. Не пускайте процесс на самотек.
12. Восстановите доверие к ребенку.
13. Установите разумные границы контроля.
14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.
Работа школы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Основная работа по профилактике правонарушений и преступлений в нашей школе проводится социально-психологической службой совместно с администрацией образовательного учреждения.
Традиционные мероприятия, которые проводятся в МКОУ «СОШ № 2» по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних:
1. Выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении, детей «группы риска».
2. Создание банка данных неблагополучных семей, детей «группы риска».
3. Работа Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
4. Индивидуальная работа с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.
5. Контроль за успеваемостью и посещаемостью детей «группы риска».
6. Психологическая диагностика детей «группы риска».
7. Организация консультаций для родителей со школьными специалистами по различным проблемам, помощь в разрешении проблем.
8. Вовлечение детей, состоящих на учете в ПДН, ВШУ в общественно-значимую деятельность в школе, городе.
9. Привлечение детей и подростков «группы риска» к занятиям в спортивных секциях и кружках по интересам.
10. Проведение мероприятий с детьми и их родителями, направленных на предупреждение правонарушений и преступлений.
11. Проведение с учащимися классных часов, бесед, лекций по правовому воспитанию.
12. Проведение родительских собраний, лекториев по правовому воспитанию.
13. Проведение «Дня правовых знаний» с приглашением сотрудников различных структур и ведомств.
14. Взаимодействие с ПДН и КДН по профилактике правонарушений и преступлений.
15. Данный вопрос рассматривается на совещаниях при директоре, на педагогических консилиумах, методических объединениях классных руководителей и даются рекомендации педагогам для дальнейшей профилактической работы с детьми «группы риска».
Советы родителям по профилактике
правонарушений и преступлений:
1. Старайтесь проводить больше времени со своим ребенком, интересуйтесь его успехами и неудачами.
2. Старайтесь помочь ребенку в разрешении проблем.
3. Объясняйте ребенку правила поведения в школе, дома, на улице, в гостях, в общественных местах.
4. Интересуйтесь, с кем и где ваш ребенок проводит время.
5. Запишите ребенка в спортивную секцию или кружок, займите его свободное время.
6. Не стесняйтесь обращаться за помощью в школу, к специалистам других учреждений и организаций.
К.С. МАГОМЕДОВА,
социальный педагог МКОУ «СОШ № 2».