ОХ УЖ ЭТИ ССОРЫ, ИЛИ НЕМНОГО

О ДЕТСКОЙ КОНФЛИКТНОСТИ

 

14 2Наверное, с детскими ссорами встречаются все родители. Но, если одни дети ссорятся лишь изредка, то другие постоянно конфликтуют со своими сверстниками, не умея находить выход даже из самых простых ситуаций. Одной из причин проявления такого поведения является несформированность коммуникативных навыков. Конфликтные дети хотят и могут общаться, но, условно говоря, не имеют достаточного представления о способах эффективного общения.

 

Это часто происходит у тех детей, которым не хватает внимания и заботы дома, которых постоянно ругают и критикуют. Такой ребёнок вымещает в конфликте накопившиеся в его маленькой душе чувства обиды и зависти. А если ещё при этом ребенок видит, что его любимые мама и папа постоянно ссорятся друг с другом, то он, вероятно, просто не представляет себе, как можно общаться без ссор и конфликтов. Возможна и другая ситуация. Если дома ребенок – безусловный центр всеобщего внимания, кумир семьи, если каждое его желание сразу же и беспрекословно выполняется любящими родственниками, он ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, конечно же, не получает его. Тогда ребенок начинает добиваться желаемого, провоцируя своим поведением постоянные конфликты.

В любом случае конфликтное поведение почти всегда является сигналом о том, что в вашей семье что-то не так и с вами самими что-то происходит. Поэтому, занимаясь коррекцией конфликтности, пытаясь научить ребенка навыкам эффективного общения, будьте готовы к тому, что вам придется проанализировать и изменить собственное поведение. Иногда это бывает сложно сделать, но без этого вам вряд ли удастся эффективно помочь малышу справиться с проблемами.

 

Советы взаимодействия родителей с конфликтными детьми

* По возможности, сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими детьми. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда им некогда или нет сил контролировать своих детей, но именно в этот момент и может разразиться «буря».

* Никогда не обвиняйте в причинах конфликта своего или чужого ребенка, не разобравшись в причинах ссоры. Не стоит «стоять горой» и покрывать своего малыша – скорее всего, в ссоре виноваты обе стороны.

* После ссоры обсудите с ребенком причины произошедшего, постарайтесь вместе с ним определить те действия, которые вызвали конфликт, вместе найти иные способы преодоления сложной ситуации.

* Никогда не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет сознательно провоцировать их.

* Показывайте малышу пример эффективного общения. Не вступайте в конфликты, не ругайтесь и не ссорьтесь с ребёнком. Если вы недовольны его поведением, объясните причины своего настроения и попытайтесь показать ребёнку, как можно исправиться.

 

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

* Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

* Второй момент – анализ ситуации без превратности.

* Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

* Четвёртое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу – выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.

* Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

 

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе – явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное – копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев – важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

К.С. МАГОМЕДОВА,

 социальный педагог МКОУ «СОШ № 2».