Emblem 1

 

НЕ ДОПУСТИТЬ БЕДЫ

 

9 1Люди победили чуму, малярию, тиф.… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.

Ч. Айтматов.

 

Я не случайно выбрала эпиграфом к своей статье эти слова Ч. Айтматова. Проблема наркомании существует давно, но долгое время её как бы не замечали. Но, действительно, заглянуть в эту бездну все-таки пришлось!

 

Я работаю в школе педагогом-психологом и являюсь классным руководителем. И мне кажется, что с каждым годом психика ребёнка становится всё неустойчивее. Поругали родители, получил двойку, поругался с друзьями – и все эти, несерьёзные на первый взгляд, проблемы, могут стать причиной употребления наркотиков. Ещё одна проблема наркомании, как мне кажется, в непонимании детей родителями. Ведь не секрет, что наркоманами становятся не только дети из неблагопо­лучных семей, но и из семей хорошо обеспеченных, где у ребёнка есть всё, что он захочет, но нет заботы и внимания. А некоторые начинают курить, пить, а затем и принимать наркотики по глупости, из-за желания самоутвердиться, показать, что они не хуже других. Но что же можем сделать мы, учителя?

Мне очень нравится одна притча на этот счёт: «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь.… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве  тебе  безразлична  судьба детей?» – спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоём справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

В нашей школе, как, наверное, в любой другой, разработана программа по профилактике наркомании среди учащихся. Мы должны предоставить учащимся объективную информацию о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения, причём эта информация должна преподноситься с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Осознание сущности наркотической зависимости идёт параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умением правильно организовывать своё время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

Работа школы  по  профилактике  наркомании  ведётся  по следующим направлениям:

1) Работа с детьми,

2) Работа с педагогическим составом,

3) Работа с родителями,

4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики.

При разработке плана действий необходимо чётко уяснить причины, порождающие эти зависимости у ребёнка. Мы делаем большой упор на вовлечении таких подростков в различные кружки и спортивные секции. Есть у нас и одна особенность. Дело в том, что многочисленные беседы с учащимися, наблюдения за участием детей в различных мероприятиях, направленных на профилактику употребления наркотиков, анкетирования, а также беседы с родителями, которые мы проводили, натолкнули на мысль, что подростки расценивают проводимые нами, взрослыми, мероприятия, как очередную попытку навязать им своё мнение, «прочитать им мораль». Поэтому субъектами профилактической работы рассматриваемой программы являются не только взрослые, но и сами школьники. Формируются группы добровольцев среди учащихся 9-11 классов. Им предлагается провести агитацию за здоровый образ жизни (распространение листовок и буклетов, выпуск стенгазет, проведение различных акций, конкурсов и т.д.). Особой популярностью пользуются выступления волонтёров. Они всегда проходят очень интересно и в ненавязчивой форме дают представление о вреде наркотиков.

Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы как акция «Письмо: доверь свою беду». Первый её этап: работа волонтёров. Второй этап: в школе вывешивается ящик для анонимных писем с вопросами. Третий этап: обработка информации, ответы на поставленные вопросы.

Мы стараемся участвовать во всех конкурсах и акциях, проводимых в школе и в городе. Очень хочется надеяться, что наши усилия не пройдут даром, и наши ребята научатся вести здоровый образ жизни, ценить истинное счастье  –  жизнь.

Человек – хозяин своей судьбы, и у него всегда есть выбор!

 А.К. МАНАТОВА,

 педагог-психолог МКОУ «СОШ № 2».

Яндекс.Метрика