Внимание! На сайт вносятся корректировки. Приносим извинения, за возможные сбои в работе сайта.

Shkola 3

 

УМЕТЬ ЧИТАТЬ ВМЕСТЕ

 

Помните детский стих «Как хорошо уметь читать!» Валентина Берестова? Он стал негласным гимном не только освоивших искусство чтения малышей, но и, что скрывать, их родителей, которых «не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать». Самостоятельное чтение – это своего рода первый шаг во взрослую жизнь: выбор книги, понимание сюжета, анализ произведения, отождествление себя  с тем или иным персонажем – весь этот непростой путь ребенок проходит сам. И часто не хватает чуткого взгляда взрослых, чтобы объяснить непонятные слова или мотив того или иного поступка.

3-4Такой важной составляющей каждой семьи как чтение вслух был посвящен мастер-класс в 5 «б» классе СОШ № 3, который подготовила и провела библиотекарь Татьяна Дубинина совместно с классным руководителем Мирой Шихалиевой по инициативе методиста УО Гюльнары Абдурагимовой. На уроке присутствовали и родители, чтобы совместно обсудить, как решается проблема семейного чтения в их домашнем кругу.

Оказалось, что традиции семейного чтения уходят в далекое прошлое истории нашей страны, о чем увлекательно рассказала Татьяна Яковлевна: «Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина-мать, которая чётко улавливала общественные настроения и потребности. XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения, которая вошла в быт русской семьи. Это было систематическое чтение – ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности. Даже в тяжёлые времена войны вечернее чтение не отменялось.

Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

При выборе произведения вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Они, в свою очередь, – не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание – источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, увидеть друг друга по-новому – всё это дарите своим близким вы, а не телевизор».

3-5

Активное участие в уроке приняли пятиклассники. Они читали любимые стихи, разгадывали загадки на знание литературных героев, демонстрировали видеоролики о том, какое значение чтению уделяется в их семьях. И дети, и взрослые приняли участие в анкетировании, проведенном Мирой Шихалиевой, по результатам которого можно было определить, насколько серьезно относятся родители к процессу вовлечения ребенка в литературный мир. Интересно было послушать и то, как учащиеся делятся своими впечатлениями от последней прочитанной книги и какие художественные жанры предпочитают. Делились своим опытом и родители, рекомендуя друг другу для чтения вслух ставшие классикой детские произведения и книги современных авторов, которые также достойны того, чтобы занять свое место на семейной книжной полке.

Формат мастер-класса позволил определить, над чем предстоит работать и школьным библиотекарям, и родителям, и учащимся. Присутствовавшие на мероприятии работники УО рассказали, что в соответствии с ФГОС в пятых классах были заменены все учебные пособия, а подобный цикл встреч в клубе семейного чтения состоялся во всех образовательных учреждениях города.

 

Муминат МАГОМЕДОВА.

 

Яндекс.Метрика