4 1

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ

КОММУНИКАБЕЛЬНЫМ И ИНИЦИАТИВНЫМ

 

Несмотря на летние отпуска и каникулы, жару, в МКОУ «СОШ № 8» решили провести вечер, посвящённый 90-летию со дня рождения народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой.

 

Так как я была близко знакома с Фазу Гамзатовной, сам Бог велел мне поучаствовать в этом мероприятии.

В Избербаш я ехала впервые, поэтому волновалась. В дороге всё время прокручивала в голове стихи юной поэтессы, ученицы СОШ № 8, Издаг Джалиловой:

 

«Избербаш мой, город родной!

Повсюду затишье и покой!

Город, омытый морской волной.

Избербаш с необычной горой.

 

Пушкин-тау зовётся она,

Природа здесь постаралась сполна:

Лик поэта навек сохранён,

И нас, и туристов радует он.

 

Тут самый красивый и нежный рассвет.

Здесь суеты и хаоса нет…

И пленяющий душу закат 

Увидеть который каждый рад!»

 

На вокзале меня встретила прекрасная женщина – председатель Союза женщин города Избербаша Хава Муртазалиевна Исакова с сыном Давидом.

Мы подъехали к школе, где нас ждала директор школы Издаг Омарасхабовна Эльмурзаева со своими заместителями.

Издаг Омарасхабовна с первых минут знакомства произвела впечатление умной, доброй и мудрой хозяйки. С ней общаться было приятно и легко.

В зале на сцене стояли ученики в нарядных национальных костюмах, они декламировали стихи Фазу Алиевой, пели песни и все задорно танцевали лезгинку.

Гостям и участникам вечера я рассказала о своих встречах с Фазу Алиевой, о том, как наша Санкт-Петербургская академия учредила орден «Фазу Алиева. Любовь к жизни». Под занавес вручила медали за заслуги в области просвещения от Союза детских писателей России, который возглавляю почти четверть века, Издаг Омарасхабовне и Хаве Муртазалиевне.

Мне хотелось поближе познакомиться с учителями, так как осенью планировала в школе провести литературный фестиваль «Поэзия-детям».

Я обратила внимание на учительницу в ярком платье. Таким образом, познакомилась с Зухрой Абдурахмановной Муртазалиевой, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Выбрать профессию учителя Зухру буквально заставили родители, так как бабушка и дед всю жизнь «сеяли доброе, вечное» в Сергокалинском районе. Зухра училась в МКОУ «СОШ  № 3» в городе Избербаш. Планировала стать косметологом, но… судьба распорядилась по-другому. Окончила Дагестанский педагогический институт в городе Махачкала и оказалась в суете школьной жизни. Втянулась в учебный процесс быстро, так как директор школы и коллеги приняли её как родную. Помогали и поддерживали во всём. Даже будучи в декретном отпуске она постоянно ездила в столицу за новыми знаниями.

Весёлая, энергичная, заводная – она быстро нашла общий язык и с учащимися.

Брат одноклассницы Тагир предложил ей руку и сердце, с которым Зухра в согласии и понимании живет семнадцать лет. Дружная семья Муртазалиевых воспитывает троих детей.

Константин Ушинский в свое время написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Сказано словно о Зухре Муртазалиевой.

Мне захотелось поговорить с этой незаурядной женщиной о том, что и как делается в учебном заведении для воспитания в ребёнке активного участника социально-политический жизни городка и российского общества.

Если принято считать, что школа–это крылья, то хотелось бы, прежде всего, узнать, как готовятся здесь к приему «очередных птенцов»?

– Образование у нас получают 1345 ученика, – сходу стала рассказывать Зухра Абдурахмановна. – Наша школа в числе передовых, большое внимание уделяем не только обучению, но и духовно-патриотическому воспитанию.

Великий советский педагог Антон Макаренко говорил: «Дети – наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое  воспитание – наше будущее горе, наша вина перед другими людьми».

Погружение в свою культуру, сохранение своих обычаев  позволяет и детям, и педагогам  крепче любить свой край, свою родину. К сожалению, многие уехав из Дагестана, перестают быть дагестанцами. А дагестанцы – это открытые, веселые и щедрые люди. И эти качества передаются из поколения в поколения.

А еще мыслящие люди твердо уверены в том, что, если мы не сбережем здоровье и души детей, не сделаем их жизнь ярче, духовно богаче, не будет у нас достойного будущего.

Часто слышу от самих учителей и детей о кадровой деградации (старение, депрофессионализация) и, что учитель должен быть непременно молодым и красивым. Во многих городах очень активно «избавляются» от пожилых учителей. И такие обиды, скандалы происходят среди учительской братии, что пером не описать. В итоге  все это сильно отражается не только на учебном процессе, но и подрывает нравственность в детских и молодежных умах. Чиновники из минобразования объясняют это тем,  что удельный вес пожилых людей повысился в связи с продолжительностью жизни, многие из них продолжают работать, а у молодых людей складывается убеждение, что их социальному продвижению мешают «старики»...

– Практика и жизнь доказали, что дети и их родители, прежде всего, ценят и уважают не столько молодость, сколько опыт и грамотность, умение понимать детские души. А остальное в расчет не берется. А что касается наших учителей, которых мы любим и ценим, то в этом я нахожу сплошные плюсы. Как не любить наших учителей-аксакалов, таких как Сариф Мамедович Дуньядуст, который сорок лет передаёт свои знания молодёжи, Райсат Расуловну Алиеву, Эльмиру Магомедовну Балабекову… Это наши наставники, лучшие учителя.

–   Каким должен быть хороший учитель?

–  Учитель  в первую очередь  должен быть коммуникабельным, инициативным, с огромным чувством юмора и с разумной строгостью. С холодным сердцем и безразличной к делу душой невозможно преображать и совершенствовать жизнь.

– А весёлым он должен быть? Или это не обязательно?

– А по поводу веселости очень емко сказал Федор Достоевский: «Выдающаяся черта человека – его веселость».

Когда учитель заходит в класс нарядный и улыбающийся, оставив за порогом школы плохое настроение, то у ребенка исчезает страх. Он не боится получить плохую оценку, так как уверен, что веселый учитель не способен причинить ему боль, нанести обиду. Он ему многое простит. Нельзя забывать, что школа– это дом, и в нем дети не просто получают знания, а живут. А для этого необходимо создать вокруг ребенка атмосферу, способствующую созиданию. Нельзя научиться у того, кого не любишь и кому не веришь.

Наша учительская цель – вовлечь ребенка в интересные, продуктивные дела. Для выполнения поставленных перед нами задач в школе созданы все условия. И мы проводим множество общешкольных и классных мероприятий. Это и «Знакомство с Букварем», «Праздник книги», «Встреча Золотой Осени», патриотические встречи, парады, смотры-конкурсы,  кинофестивали, конкурсы на лучшего чтеца, танцора. 

А психолог Елена Бережковская  утверждает, что хороший учитель должен уметь прикидываться и «косить» под Иванушку-Дурачка. И что с авторитарной позицией трудно играть в такую игру. Известный педагог Шалва Амонашвили считает, что с младшими школьниками без некоторого «придуривания» вообще не обойтись. Учитель специально делает ошибки на доске, чтобы дети учились их видеть и исправлять. И это гораздо продуктивнее традиционной работы над ошибками. Здорово, когда учитель не сразу бросается исправлять ошибки, а как бы «вступает в перепалку» с учеником, стараясь сбить его с толку, дает ему самостоятельно потыкаться туда-сюда и разрешит пусть даже коряво сформулировать ответ. Ведь главное не красивые фразы, а правильная суть.

–  На мой взгляд, учитель должен быть талантливым артистом. И, прежде всего, молодым душой. Психологически оправданы  разные отношения между учителем и учеником. Иногда нужно употребить и «командирский голос», приемлем и другой вариант общения «мы с Тамарой ходим парой». Позиция «на равных» нужна, в основном, при общении со старшеклассниками. Педагогу необходимо экспериментировать и быть разным. Что-то непременно сработает. Особенно отношение к ним «на равных», олицетворяющее круглый стол короля Артура. Я радуюсь тому, что у старшеклассников интерес к учебе огромный,  хотя, чего греха таить,  есть такие, которые посещают занятия ради общения или в угоду родителям. И наша задача вовлечь их во внеклассную работу, дать возможность проявить свой талант, свои способности.

Как бы мы ни умаляли достоинства школьного воспитания, все же нельзя отбросить одно: в школе ребенок живет полноценной, насыщенной, разнообразной, интересной деятельностью, общением, творчеством, спортом, трудом, досугом. Он учится жить в коллективе, учится устанавливать разнообразные связи, развивает свои организаторские, лидерские способности, получает опыт социального взаимодействия. Чем разнообразнее и богаче школьная жизнь, тем больше возможностей она создает для развития личности и ее самореализации. Только школа способна бороться с социальной апатией, бездуховностью, криминализацией.

Вера ЛЬВОВА,

председатель Союза детских писателей России,

общественный деятель,

член Международной Ассоциации

писательских союзов (г. Москва),

профессор Санкт-Петербургской академии

русской словесности и изящных искусств 

им. Г.Р. Державина.

Яндекс.Метрика