УДИВИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА
Моё первое знакомство с учителем математики, заместителем директора по воспитательной работе МКОУ СОШ № 8 г. Избербаша Зухрой Омаровной Османовой осталось незамеченным. Улыбчивая, спокойная, она мне показалась слишком правильной и скромной. Помните у Владимира Высоцкого: «Буйных мало, вот и нету вожаков…». Так как сама я по натуре энергичная и взрывная, поэтому больше тянусь к таким же, как сама. Всё же тогда, при первой встрече, я успела обратить внимание на то, как она тепло и доброжелательно отзывается о своих коллегах. Как говорится – это плюс.
Прошло время, я приехала в СОШ № 8, где было решено провести Всероссийский литературный конкурс «Одарённые дети – будущее России». Вот тут-то полностью и раскрылась вся сущность этой женщины.
Во-первых, не нашлось в коллективе ни одного человека, который бы отозвался о ней дурно. Все учителя, будто сговорившись, расхваливали её на все лады. Столько прекрасных эпитетов о женщине мне ещё не приходилось слышать.
Всё упомнили коллеги: и доброту, и щедрость души, мудрость, взаимовыручку, взаимопонимание, верность в дружбе, но главной чертой назвали скромность. И тому есть ещё одно подтверждение. Во дворце культуры состоялась церемония награждения учителей-наставников за подготовку победителей и призёров Всероссийского литературного конкурса «Одарённые дети – будущее России», на котором Зухра Османова была награждена статуэткой «Образование» и медалью «Содружество» за миротворческую деятельность, но она ни словом не обмолвилась об этом своим близким и родным.
Во-вторых, всё начинается в детстве. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд утверждал, что личность каждого человека формируется на основе раннего детского опыта. А детство у Зухры было приключенческим и увлекательным, и всё благодаря её братьям Залкипу и Залимхану и сёстрам Луаре и Кулизе.
Особенно отличался выдумками и изобретательностью старший брат Залкип. Дело в том, что все в семье любили деда Али, у которого сильно болели суставы. Брат очень хотел его вылечить и все думал, как это сделать. Решение пришло неожиданно…. Семья Алиевых выписывала журнал «Здоровье», где в одном из номеров были опубликованы народные средства по лечению суставов. Брат прочитал, что прекрасным и волшебным средством для этого является муравьиная кислота. Он взял бидон, засыпал его сахарным песком и положил на муравьиную кучку. Когда бидон заполнился муравьями, помял их и всю жидкую массу использовал вместо мази.
После такого «лечения» буквально за короткий срок всё тело деда распухло и покрылось язвами. Боль была просто невыносимой. Отец узнал об этом … и экспериментатору крепко досталось. Но это не остановило будущего врача.
Следующий эксперимент состоял в том, что нужно было найти лечебную глину, разогреть её и в ней продержать больные ноги. Брат, изучив все окрестности, обнаружил глину. Наполнил ею железную бочку, обложил дровами, поджёг, а деда уговорил влезть в эту бочку, а сам пошёл ещё за дополнительными дровами.
Пылающий огонь не на шутку раскалил железный сосуд, дед самостоятельно не мог из него вылезти и стал звать на помощь. К счастью, в это время отец приехал с работы на обед вместе с гостями. Они и пришли на выручку: извлекли из раскалённой бочки «поджаренного» деда.
И опять влетело сыну от разъярённого отца. Но и это не убило в нём любовь к медицине.
Не только с дедом он проводил эксперименты. Однажды посадил Зухру на мотоцикл, завёл его и, не научив управлять им, отправил сестрёнку кататься. Та от ужаса и страха вопила на всю округу. Слава Аллаху, эта гонка закончилась благополучно, так как Зухра знала, где находятся тормоза, и сумела вовремя остановить мотоцикл.
Брат влиял на неё по-всякому. Она любила его и тоже хотела учиться в медицинском вузе, но плохо знала химию и боялась, что не сдаст экзамен. После долгих раздумий поступила в Дагестанский университет на физический факультет по стопам матери Салихат Алиевны, проработавшей в сельской Кичигамринской средней школе более тридцати лет.
После окончания вуза стала преподавать физику в селе Губден. И там произошла интересная история. Когда она приехала в Губден, на пороге школы её встретила учительница и сразу привела к своей матери. Хозяйка радушно приняла её и показала семейный альбом. Зухра с удивлением увидела фотографию своего дяди, который, оказывается, дружил с хозяином дома. Одним словом, она прожила у них весь учебный год, а затем её сосватали за Шамиля, за которого она впоследствии вышла замуж и переехала в Избербаш, где и устроилась в восьмую школу.
Зухра Омаровна всё в жизни старается делать по любви, поэтому у неё не бывают сбоев. И замуж она вышла по любви за Шамиля Ибрагимовича, который в ней души не чает. И с детьми Муминат и Магомедом у неё тесная связь. Но считает, что основную воспитательную функцию выполнили дед Ибрагим Магомедович и Хамис Запировна – родители Шамиля. Они своих внуков привлекали к работе по дому, огороду, потому что знали, что те непременно вырастут самостоятельными, успешными, ответственными и инициативными.
Ученые доказали, работящие люди скорее находят общий язык с коллегами и лучше понимают чужие чувства. Кроме того, те, кого в детстве загружали работой по дому, вырастают счастливее других.
Шамиль Ибрагимович и Зухра Омаровна привили детям социальные навыки – поддерживать других, быть дружелюбными, внимательными к пожилым людям и так далее, – и те, согласно законам психологии, успешно окончили вузы и стали хорошими специалистами. Они всегда знали, что растут в любящей семье, и у них крепкий тыл.
Дети, которых правильно воспитали Османовы, любят своих родителей, заботятся о них. Правы мудрецы, утверждающие, что хорошую старость надо заслужить. И Зухре с Шамилем есть кем гордиться. Дочь Муминат трудится в городской больнице анестезиологом, а сын Магомед – в Подмосковье юристом.
Зухра Омаровна работает во вторую смену. После трудового дня я встретилась с ней в школе и задала несколько вопросов.
– Что является главной задачей в воспитании школьников?
– На сегодняшний день – это поисковая и исследовательская деятельность, являющаяся одной из основ жизни ребенка, которая строится на творчестве и общении. Первые годы жизни ребёнок творит собственные миры – это и есть его главная задача.
Творчество должно включать огромное количество задач с высоким уровнем неопределенности – «пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что». Задача взрослого – направлять его по правильному руслу жизни, научить не бояться рисков, неудач, поражений. Пусть набивает свои «шишки», получает свою славу.
– Что нужно сделать, чтобы сохранить в подрастающем поколении народные обычаи и традиции?
– С молоком матери все обряды, традиции передаются из поколения в поколение. Обратите внимание на наши дагестанские свадьбы, сватовства, празднования рождения ребёнка, торжества, на которых все азартно танцуют лезгинку. В нашей школе соблюдается традиция – посещение бывших учителей в День учителя. На днях мы с семиклассниками (классный руководитель Эльмира Алибулатовна) без предупреждения пришли к бывшему заместителю директора школы – Нелле Михайловне Шамиловой с цветами и сладостями. Видели бы Вы, как она удивилась и обрадовалась, аж до слёз. Мы пили чай, школьники задавали ей вопросы, слушали внимательно её воспоминания. Подобные встречи дорогого стоят. На прощанье она нас попросила чаще навещать её, не дожидаясь праздников.
– Обычно принято утверждать, что у хорошего учителя – прекрасные ученики. Кем вы больше всего гордитесь?
– На сегодняшний день Шахидханом Гурбановым. Он из многодетной семьи, трое детей прошли через моё сердце. Но Шагидхан – это особый случай. Я его не сразу открыла. Он не поднимал руку, сидел молча на уроках, но когда я его спрашивала, отвечал основательно на все вопросы. Его мама Патимат очень правильно воспитывает своих детей. Их таланты поддерживает и помогает им развиться. А у Шагидхана есть стремление к учёбе и любовь к точным наукам.
Порой бывает так, что ученик способный, но нет особого рвения к учёбе, а всё потому, что в семье нет лада, каждый тянет одеяло в свою сторону. Родители больше заняты своими личными проблемами, а ребёнок как бы стоит особняком. Мы, учителя, не можем ребёнку в этом помочь. Мы не в состоянии заменить им мать или отца, как бы мы этого не хотели, не старались. К тому же мы так загружены, что даже на свою семью времени почти не остаётся.
Уже стемнело, мы медленно шли по ночному городку, а Зухра Омаровна нежно отвечала на звонки её любимых уже взрослых детей, которые интересовались, как прошёл её ещё один трудовой день.
И я подумала: «Как здорово, что Зухра Омаровна нужна не только своим ученикам, а прежде всего, в её советах и любви нуждаются её близкие. Счастливая жена, мать и учитель!»
Вера ЛЬВОВА,
председатель Союза детских писателей России.