Внимание! Выполняется обработка и размещение фотографий.

 

ИМАМ ШАМИЛЬ – СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ ДАГЕСТАНА

 

2-0В этом году Дагестан широко отмечает 220 лет со дня рождения имама Шамиля, выдающегося полководца, выдающегося алима, дипломата и государственного деятеля. Юбилей имама Шамиля в республике отмечается в соответствии с указом Главы РД Рамазана Абдулатипова. Совсем недавно,  10 июля, в Махачкале состоялась научная конференция «Имам Шамиль и его эпоха», посвященная  этой знаменательной для всех дагестанцев дате.

 

Выступая с речью на конференции,  Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов заявил, что более выдающейся личности в истории Дагестана, чем имам Шамиль, не было и нет: «Это человек, который посвятил себя и свою жизнь защите чести и достоинства своей Родины – Дагестана. В конце своей жизни, став подданным российского государства, дворянином, имам Шамиль завещал нам жить в мире и согласии с русским народом и Россией».

По словам Рамазана Абдулатипова, эта дата – не только напоминание об исторических событиях, но и повод для извлечения уроков из истории Кавказской войны, возрождения лучшего в национальном сознании. Он сказал: «Русские и кавказцы своей кровью освятили в горах Кавказа исторический выбор и общую судьбу наших народов и тем самым обрели единое для всех Отечество, которое мы с тех пор веками вместе созидаем и защищаем. Ярким символом этого единства является культурно-исторический комплекс «Ахульго» – мемориал общей памяти и общей судьбы, первый мемориал, построенный после Кавказской войны, который мы торжественно открыли в этом году. Тогда муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдулаев и Епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам подчеркнули значимость сегодняшнего торжества для всей России».

«XIX век – это век Шамиля. А движение Шамиля – это явление, имеющее историческое значение. Еще его современники, в том числе и из непосредственного окружения русского царя, признавали Шамиля светлейшей личностью», – заявил Глава Дагестана, призвав чтить память имама Шамиля, прежде всего, в целях укрепления государства.

Рамазан Абдулатипов в своем выступлении также подробно остановился на личных качествах исторического героя: «Мы не можем отрицать личность имама Шамиля, который от природы был наделен железным здоровьем, отличался недюжинной силой, крупным ростом и острым умом. Он хорошо знал свой народ, его положение, проблемы, идеалы. Его отличали высокие человеческие и моральные качества, которые сыграли важную роль в дни его становления имамом и предводителем горцев в их борьбе за свободу и независимость. Первым накшбандийским мюршидом в Дагестане был Магомед Ярагский, его последователями – Джамалутдин Казикумухский, Кази-Магомед Гимринский, Шамиль и другие. Эти люди посвятили свою жизнь свободе, независимости своей Родины. Важно подчеркнуть, что имам Шамиль ни разу не высказывался против союза с Россией. Он, как и весь дагестанский народ, искал достойное место в российской истории и российском государстве».

Говоря о социальных реформах, проводимых Шамилем, руководитель республики констатировал, что став имамом, он проповедовал всеобщее равенство, истребление ханов и беков и всякой наследственной власти, необходимость поднятия ополчения против неверных для поддержания свободы гор и чистоты ислама: «При нем и его предшественниках феодальная верхушка аварских ханов и множество беков были истреблены. От феодальной зависимости в имамате было освобождено 130 тыс. крестьян и 220 аулов. В Салатавии восстали против своих феодалов и присоединились к движению горцев жители 26 аулов. Когда армия Шамиля входила в пределы Шамхальства Тарковского, ханств Казикумухского, Кюринского и Мехтулинского, майсумства Табасаранского, крестьяне переставали платить подати своим владетелям. Очень часто крестьяне бежали от своих владетелей в пределы имамата».

Кроме того, Рамазан Абдулатипов отметил, что Шамиль прославился как знаток оборонительной войны в горных условиях. Примером его полководческого таланта служит операция по разгрому Граббе и Воронцова в походе на Дарго, оборона Ахульго и другие. «Шамиль требовал от своих сподвижников соблюдения гуманных норм: «Когда победите неверных, не убивайте ни стариков, ни женщин, ни детей, не жгите ниву, не рубите деревья, не режьте животных, не обманывайте, когда вы находитесь во взаимном перемирии, и не нарушайте мир, когда вы заключили его». Таков был Шамиль – выдающийся государственный, общественный и политический деятель, прославленный полководец, крупный ученый и духовный лидер народов Северного Кавказа.

О величии Шамиля можно судить, если учесть то, что он, как руководитель демократического общества выработал не просто эффективные, а приемлемые для большинства народа меры. Вся его борьба была направлена на то, чтобы сделать своих соотечественников свободными, независимыми и счастливыми. Он хорошо понимал свою задачу в рамках той демократической системы, которую создал. Поэтому сформулировал цели и задачи своего движения, довел их до сознания людей и сумел обеспечить себе поддержку народных масс в течение 25 лет напряженной войны против агрессии колонизаторов. Шамиль не только сам проявлял высокий патриотизм, преданность своему народу, Дагестану, но и воспитал плеяду выдающихся военачальников и администраторов, преданных воинов-патриотов».

«Кавказская война давно закончилась. Русские и дагестанцы в жестоких битвах завоевали право на дружбу и братство. Эта война не нужна была ни дагестанцам, ни чеченцам, ни черкесам, ни русским, – сказал в завершение Рамазан Абдулатипов. – Наше прошлое было определено законами того времени, а ныне Дагестан и Россия – одно государство и один народ. Мы – граждане единой страны! И сооружая мемориал на Ахульго, мы старались воздать дань памяти горцам и русским солдатам, которые проливали кровь и несли потери  во имя самой главной победы: чтобы мы – россияне – сегодня шли по дороге братства и единства наших народов. Образ Шамиля обязывает нас извлекать из Кавказской войны и деятельности вождя, боровшегося за свободу своего народа, исторические уроки. Нынешние сложные условия экономического и социального развития налагают на нас, наследников Великого Шамиля, обязательство – быть достойными памяти наших великих предков. Это означает, что мы должны обеспечить создание условий для экономического и культурного процветания Дагестана, решения вопросов социальной защиты граждан, единства и сплоченности, дружбы наших народов, сохранения морально-этических достижений наших славных предков».

В заключение Рамазан Абдулатипов подчеркнул, что личность Имама Шамиля очень многогранна: «Имам Шамиль проявил себя и как духовный лидер, и как ученый, и как государственный деятель. На всех этих уровнях он показывал себя выдающейся личностью. Кавказская война стала результатом конкурентной борьбы мировых держав, а горцы в большей степени были заложниками этой борьбы. Противник в этой войне был очень сильным, но горцы сохранили свое достоинство. Имам Шамиль подчеркивал, что дагестанцы должны сохранить свою веру и культуру, но при этом быть в составе России.

Духовно-нравственный облик имама Шамиля должен быть для всех нас примером. Даже во время войны он сумел внести множество преобразований. В дальнейшем это дало существенный толчок по всем направлениям развития Дагестана. Надо признать, что именно после окончания Кавказской войны, с приходом русских, в нашей республике впервые появилось светское образование. Кроме того, начали активно строиться заводы, фабрики, железная дорога. Таким образом, роль русского народа и России в развитии Дагестана огромна. И поэтому сегодня мы должны беречь духовное единство нашего Отечества, ежедневно сплачиваясь вокруг нашего национального лидера Владимира Путина».

Яндекс.Метрика