КУРАТОР КУРСА

 

«У меня столько замыслов, желаний написать статьи

о хороших людях (а их много еще),

что обуздать не могу время».

 

Фазу Алиева.

 

Среди студентов давно принят свод негласных правил: «Если не знаешь, кому задать вопрос – звони куратору; не знаешь, как зовут преподавателя – звони куратору; и вообще в любом случае – звони куратору!»

4-4

Кураторы бывают разные, разной интеллектуальной мощи и организаторских способностей, «горящие» и «тлеющие». Есть они и в нашем учебном заведении. И сегодня речь пойдет о курирующей свой курс по правильному курсу – кураторе 3 курса «В» отделения ИЗО и черчения Умгьанат Исаевне Хасаевой.

Основная цель куратора – сформировать на начальном этапе обу-чения коллектив студентов, способный в дальнейшем работать самостоятельно. Но как долог путь организации отдельных индивидов в коллектив с единой целью, идеями, совместно решающий и разрешающий свои цели и задачи. Пишущий эти строки изнутри знает всю «кухню» кураторской работы, ибо сделал на своем педагогическом пути четыре выпуска и всегда говорил своим студентам: «Не будьте случайными пассажирами автобуса, которые сходят в промежуточном пункте, а будьте соучастниками единой идеи, приобретая профессиональные навыки».

Что скрывать, курс 3 «В» – это разношерстные, зачастую несовместимые характерами и привычками люди. Многие сознательно поступили в педагогическое учебное заведение, желая посвятить будущей специальности свою дальнейшую жизнь, и активно преуспевают в учебе, методически накапливая навыки учителя. Но есть и малая часть курса, намеренно игнорирующая классно-урочную систему обучения. Эти студенты намерены проходить четырехгодичную учебу, «проходя» мимо нее по многочисленным коридорам учебного заведения и дворовой территории, упорно согревая подоконники, сидя на них и обсуждая «мировые проблемы».

Вот и попробуй создать из них коллектив, нацеленный на профессиональную подготовку, обязанный, по сути, нести культуру, этику и эстетику в души своих будущих учеников. Попробуй заставить их соблюсти нормативные требования Устава учебного заведения, права и обязанности студента, правила внутреннего распорядка, традиции колледжа. А еще куратору вменяется в обязанности воспитание сознательного отношения к учебе, чувство ответственности за честь своего курса, честь колледжа, любви к избираемой специальности.

Много требований предъявляется к куратору, но главное, на что он никогда не имеет права, так это расслабиться, сорваться, обидеть невзначай. Куратор всегда должен помнить, что перед ним человек, пусть трудный по характеру, пусть своенравный лентяй, но все же homosapiens…

Сколько лет я наблюдаю за работой Умы Исаевны и всегда поражаюсь конечному результату ее труда, выпускной квалификационной работы неизменно высокого уровня. А затем и выпускники ее курсов в благодарственных письмах и звонках сознаются, уже хлебнув «пуд лиха» педагогической работы, как сложно быть наставником, воспитателем, учителем. А ведь общеизвестно, что «не тот учитель, кто учит, а тот, у кого можно учиться».

Учиться у Умы Исаевны долготерпимости можно и нужно. Ну что от того, что сегодня она накричала, сделала резкое замечание, призвала к совести? Ведь это от неравнодушия, от желания вразумить неразумное.

Читатель очевидно знает, что слово «Хас» переводится с кумыкского как «возвышенный», «благородный», «достойный». Поэтому Хасаева – человек, от природы наделенный неугасимой совестью, всегда поступающий по кодексу чести.

А отчество у Умгьанат – Исаевна. Человек, носивший это имя, был благородного происхождения, воспитал восьмерых детей – двух сыновей и шесть дочерей. Участвовал в Великой Отечественной войне, но получил тяжелейшую рану, за что был комиссован как инвалид. До окончания войны в послевоенные годы Иса работал в пожарных частях Избербаша, охраняя имущество граждан: тоже ведь благородное дело, требующее отзывчивость сердца. Так что отзывчивое сердце куратора 3 «В» курса не из ничего взялось, оно в генах.

И матерью Ума Исаевна является образцовой. Помню, она принесла мне рисунки своей дочери Динары и попросила дать отзыв. Рисунки были весьма талантливые, но с детской непосредственностью. Разумеется, ее путь в дальнейшем лежал в наше художественное отделение. Училась Динара очень добросовестно, показывала высокие результаты на просмотрах по спецпредметам, устраивала персональные выставки своих творческих работ и завершила учебу с красным дипломом. И сейчас, я знаю, она живет в творческой атмосфере, создавая красоту семейного уюта.

По логике изложения рассказа о кураторе курса я должен на этом месте предоставить слово Уме Исаевне. Она говорит: «Куратор курса – это посредник между студентами и колледжем в решении спорных вопросов по поводу учебы, поведения и особой позиции обеих сторон. В колледже я работаю с 1988 года и неизменно являюсь куратором очередного курса, а потому хорошо понимаю внутреннюю суть моих студентов. Я в какой-то степени «адвокат» их поступков и проступков. Кроме того, я веду предметы «Естествознание с методикой преподавания» и «Основы медицинских знаний», и кому как не мне лечить души моих учеников?

Всякая сложная ситуация служит для меня толчком для творческого поиска оптимальных действий и разрешений. Я всегда держу ситуацию под контролем, и это помогает мне в созидательном труде. Разумеется, я не истина в последней инстанции, но стремлюсь быть объективной и справедливой. Держу постоянную связь с родителями студентов, при необходимости вызываю их в колледж, и так, совместно с родителями и педагогическим коллективом отделения, строю свою кураторскую работу».

На этом, в репортажной форме изложив свои мысли, закругляюсь.

 

Шагитбек КАЗБЕКОВ.