Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

 

ГОРЯНКА ПО СУТИ, АЙСБЕРГ ПО СОДЕРЖАНИЮ

 

6-1«С годами мудрость не стареет,

Она становиться сильней.

Ее как солнце нежно греет

Любовь и преданность друзей…»

 

Очень давно заслуживала почетного места в моей галерее «Портреты педагогов педколледжа», но упорно не соглашалась позировать Алиева Рукият Абдусамадовна.

Очевидно месяц март, весна, светлые надежды, связанные с обновлением всего окружающего, смягчили «дитя природы», и она, наконец, «разрешила» написать портрет, взойдя «добровольно» на подиум.

Биссмиллагьиррагьманиррагьим!

Эпиграфом же поставил я четверостишие, поскольку каждый раз проходя по коридору второго этажа мимо «Учительской учителей русского языка и литературы», кабинета 209, обязательно слышу оживленную дискуссию педагогов о роли и значении слова в становлении будущих учителей и о роли наставников в освоении «Азбуки» педагогического труда.

Часто слышу голос Айсберга (без кавычек)  методики преподавания родных и русских языков Рукият Абдусамадовны, чьи суждения глубоки по смыслу и выверены долгим педагогическим трудом, мысли ее не безапелляционны, но убедительны.

Явление природы – Айсберг – большей частью находится под водой, и только малая его часть видна на поверхности, так, на мой взгляд, и Рукият Абдусамадовна больше «в себе», чем «извне», внешняя видимая часть натуры намного уступает внутреннему содержанию. Она ведь «Рукият» – она «зареклась» быть педагогом, всем нутром она считает эту профессию служением  высшим идеалам человека. Она сознает ответственность перед творцом, перед судьбой учащихся сегодняшних. Она следует завету классика Ушинского К.Д.: «Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть  самого драгоценного, заставив его признать себя частицей бессмертного и живым органом духовного развития человечества».

Рукият Абдусамадовна осознает значение своей субъективной воли в творении образовательного процесса, поэтому постоянно занята совершенствованием своего характера, взглядов, педагогического искусства. Она ищет и творит в себе педагога света и лучезарности, добиваясь успешного освоения учащимися государственных образовательных стандартов и находя возможность расширить их содержание с помощью собственного опыта и дара своего внутреннего духа.

А во внеурочное время, при встрече, здороваясь, шагая уверенной поступью, с выпрямленным торсом, слегка боком, уступая дорогу встречному человеку, Рукият Абдусамадовна является примером этики и нравственности, вежливости, простоты и добродетели. Я заметил особый блеск в ее глазах, когда она говорит о своих учениках, восторженность, когда говорит о коллегах, вдохновение, когда говорит о семье своей, и глубокую благодарность, когда говорит о родителях. Весь облик озаряется внутренним сиянием в процессе монолога, и это делает ее еще интереснее и привлекательнее для собеседника внимающего…

Искушенный читатель газеты, надеюсь, знает, какой проходит путь написание заметки: это ведь неодномоментный процесс, когда взял ручку и экспромтом написал,  это создание из разновременно возникших мыслей, фраз, абзацев. Вот создание портрета педагога тоже ведь состоит из множества штрихов, мазков, разных колеров, локальных цветов и разных фонов…

И эту многонюансовую работу предстояло преодолеть, создавая портрет Рукият Абдусамадовны. Уж очень многогранная натура оказалась, боялся я упустить нюансы, оттенки, рефлексы, полутона и блики в портрете педагога, да и весь колер в процессе долгого наблюдения за натурой неоднократно менялся диаметрально. А ведь хочется написать портрет женщины, «а чего хочет женщина, того хочет Бог, но только Бог и знает, чего она хочет».

Здесь точно заговорил во мне художник-педагог по образованию, призванный создавать и любить красоту и привлекательность: не секрет ведь, что многим приятно смотреть на симпатичное женское лицо, на изящную фигуру ее, на элегантного мужчину… мы все любуемся красивыми людьми. И это нормально и хорошо. А Сент-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц» сказал: «Самого главного глазами не увидишь». А что это самое главное, чего мы не видим? Душа? Искренняя красота человека на самом деле незаметна. Но она отражается в поступках, в его душе. Это гармония с самим собой и окружающим светом. Для педагога сила  животворной красоты содержится в слиянии воедино внешней и внутренней красоты. Только такие личности способны обогатить жизнь учеников.

Сегодня мы педагоги педколледжа должны решать задачи духовно-нравственного воспитания молодежи. Того требуют стандарты, закон об образовании, да и внутренний зов старшего поколения. А оно, т. е. воспитание, возможно при особом состоянии души педагога, определяющемся явностью его духовного зрения. Всю полноту красоты жизни может передать только Учитель. И поэтому, в конце, завершая портрет педагога, нанося последние мазки, хочется сказать, что педагога надо слышать и видеть сердцем, одухотворять его нашей верой, нашим отношением к его нелегкому труду, с пониманием и вниканием в нутро, чтобы у педагога вырастали крылья для творческого полета.

 

Шагитбек ХАЛИМБЕКОВ.

 

Яндекс.Метрика