РАЗДВИГАЮЩАЯ ГРАНИЦЫ ПРИВЫЧНОГО

 

… Давно подготовлен холст и установлен на мольберте в ожидании объекта живописного портрета. Но вот натура вся в динамике и никак не угомонится, не сядет позировать. Так и будем на бегу создавать портрет…
3-2Наблюдаю и любуюсь тонким станом, тонкими чертами лица, тонким чутьем на прекрасное, тонким вкусом, тонко знающим предмет своей профессии преподавателя с богатым внутренним миром Адзиевой Нажибат Магомедовной. И эскиз составлен на вертикальном формате, ибо у меня все тонкое ассоциируется с восходящей в ввысь, спиралеобразной стремительной жизнью… И колер портрета будет мажорно «теплым» тоном написан, ибо я знаю, что Нажибат (в переводе – благородная) вся «минорная» в быту и в работе будет старательно скрывать, и «переваривать в себе», что даже внимательному художнику трудно будет распознать.

Компоновать портрет буду с неизменным атрибутом: с ручкой в правой руке над лоскутком белой бумаги. Это она выискивает по долгу профессии учителя русского языка и литературы) ошибки, грамматические, орфографические, морфологические, синтаксические и всякие другие «ские», недочеты студентов, приводя их опусы в статус – человеческие (тоже – «ские»).
Фоном портрета будет служить полка с толковыми, словарями и справочниками, кои нужны во всех перипетиях жизни...
В процессе нанесения очередного штриха и мазка на портрет последую советам старых мастеров – портретистов: сеансы построю в виде диалога: «натура – художник».
– Нажибат, расскажите о генеалогии семьи, откуда и кто вы – Адзиевы?
– Мои предки и близкие рода – выходцы селения Урахи, Сергокалинского района. Урахи – Родина многих видных ученых, общественных, государственных деятелей. Мои родители педагоги: отец после завершения учебы в Сергокалинском педагогическом училище, около сорока лет работал учителем начальных классов, а мать тоже просвещенка – всю жизнь работала в библиотеке. Они воспитывали восемь детей и ни один из них не заставил краснеть родителей, пятеро посвятили себя педагогической работе стали продолжателями династии учителей. Отец, Магомед Михрабович награжден орденом «Трудового красного знамени» и многими медалями. Мать – орденом «Материнской славы» награждена за воспитание 8 детей.
Мне кажется, как будто о них сказал Жан Жак Руссо: «Учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше всех»: точно мои родители были лишены пороков и служили (еще раз напомню: из 8 детей 5 педагоги), ярким ориентиром для нас, детей – низкий им поклон и бесконечная благодарность.
– Разумеется, иного пути не мыслилось тобою в выборе профессии?
– Светлые студенческие года на филологическом факультете ДГУ на всю жизнь развили во мне со школьной парты привитую тягу к Слову, Языку лаконичной речи и мудрой мысли – русский язык литература с детства любимые предметы стали основой профессии. Скажу больше: разговаривая на даргинском в обиходе я мыслю по-русски. Эти два языка синонимы для меня.
Напомню, на отделении начальных классов я преподаю русский язык с методикой преподавания, выразительное чтение и культуру речи, а эти науки доступны для тонкой души и чуткого сердца – отдушины для глаза, уха и голоса…
– Раз начали говорить о методике, расскажи о своей методической деятельности.
– Вот мои авторские программы:
1. «Практикум по орфографии» для студентов ОПАК.
2. «Русский язык с методикой преподавания».
3. «Русский язык и культура речи».
4. «Формы анализа и самоанализа урока».
Вот мои методические разработки, которые внед-ряются преподавателями на своих уроках и апробированы в реальной практике в школе:
1. «Об обучении чтению в начальных классах».
2. «О развитии рефлексии у будущих учителей».
3. «Прямая речь» – развернутый план-конспект.
– Какой диапазон деятельности Адзиевой – педагога?
– Я использую на своих уроках разнообразные методы: уроки-лекции, семинарские занятия, словарные диктанты, устные опросы, дискуссии, работу с дидактическими материалами, ребусами, шарадами, уроки – конкурсы, уроки – КВН и т. д.
В своей работе опираюсь на требования стандарта основного, общего и профессионального образования.
– Со своими идеями и разработками где выступала?
– На республиканском конкурсе «Учитель – года 2002 г» апробировала свою методическую разработку «Введение новых образовательных стандартов и системы измерителей для определения качества уроков в начальных классах» – заняла 2 место в номинации, а разработка была рекомендована для реализации учителям начальных классов республики.
Дважды (в 2012 и 2014 годах) участвовала на международной научно-практической конференции с темой «начальное образование, реалии и перспективы в условиях внедрения стандартов второго поколения».
Сегодня поставлена задача повышения качества профессиональной подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества и в соответствии с потребностями региональных рынков труда, в этом и суть внедрения стандартов.
– А вот вижу в портфолио твоем очень много дипломов и грамот разных достоинств, а также характеристика руководства педколледжа: «Педагог Адзиева Н.М., с широкой эрудицией, обеспечивает единство обучения и воспитания, формирует интеллектуальное, культурное и нравственное развитие личности, это предел, или промежуточное состояние?
– Знаете, в конечном счете погоду на уроке, в классе делаем мы, педагоги, повышая эффективность и качество урока через использование современных педагогических технологий, так давайте делать ее разумно, качественно и по возможности солнечно.
Вот солнечно я и стараюсь вести свои уроки, а награды жду от благодарных студентов, их признание для меня во сто крат ценнее. Хотя мне присвоенное звание «Заслуженный учитель Дагестана», но впереди еще много запланированной работы:
1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики.
2. Завершить работу по составлению УМК по междисциплинарному курсу «Русский язык с методикой преподавания».
Еще в 2010 году начала исследовательскую работу «Педагогическая этика, о профессиональной компетентности педагога, его общая и профессиональная культура». Являюсь соискателем, кандидат филологических наук. Тема диссертации: «Формирование и развитие орфоэпических и интонационных умений и навыков учащихся начальных классов дагестанской школы с использованием аудиовизуальных средств».
Так что планов – громадье!
– Нажибат, известно, что педагог продолжается в учениках, а как у тебя?
– Спасибо, что задали этот вопрос, так как и сама я хотела похвалиться, тем, что ежегодно мои студенты на республиканских конкурсах «Шаг в будущее» и «Каков ты, будущий учитель, воспитатель?» неизменно занимают почетные первые и вторые места и это приносит огромное удовлетворение мне. Особенно я рада, что и дочь моя Шихшабекова Патимат была победительницей республиканских конкурсов а также участвовала в Региональном и Всероссийском конкурсе с темой «Раздвигая границы привычного», в 2012 году она заняла 1 место в республиканском конкурсе молодых педагогов – провела урок мастер класс ДГПУ в рамках международной конференции «Начальная школа: перспективы и реалии». Урок получил высокую оценку со стороны Железниковой О.А., заместителя руководителя Центра развития начального образования издательства «Просвещение». В течение 10 лет возглавляла предметно-цикловую комиссию филологических дисциплин. А сейчас она верная традиции династии педагогов окончила на отлично наш колледж и посвятила себя педагогической работе, так что правильно сказано: «Учитель, воспитай ученика, чтобы потом учиться у него».
Будем жить и учиться.
– И последний вопрос, Нажибат, какими качествами должен обладать художник – журналист?
– Грамотностью. Умением правильно строить предложения и хорошо разбираться в синтаксической конструкции предложений…
– Спасибо за совет.
Вот таким мажорным получился портрет представительницы педагогической династии, Нажибат, которая успешно плывет по волнам орфографического моря, раздвигая границы привычного…


Шагитбек КАЗБЕКОВ.

Яндекс.Метрика