ЖИВЕТ ЗАСУЧИВ РУКАВА 

8-2

Очевидно кумыкская фамилия Балашев генеалогически очень древнего происхождения, ведь мы знаем, что изначально фамилию присваивали от рода занятия носителя ее. Так вот: Бал – это мед, Аш – это еда, пища, поэтому надо полагать, что предки Исмаила были настолько хлебосольны и гостеприимны, что любому человеку их угощения были как мед и взаимоотношения в семье были сладко-теплыми…

Вот и Исмаил Балашевич, сын Бал-Аша, импонирует коллегам-педагогам своей коммуникабельностью, внимательностью к собеседнику, отзывчивостью, сладким слогом и соучастием в решении повседневных забот.

Он, как Художник+Прикладник+Педагог, является любимым учителем студентов, которые ценят его как эрудита рисунка, мастера резьбы по дереву, дизайнера интерьера и идут на его уроки (пример совершенства методики) с большой охотой.

О высоком профессионализме Исмаила свидетельствуют медали, «чеканеные» им и вручаемые юбилярам на день рождения. Им вырезанная медаль «Почетный худграф № 6» висит и у меня в кабинете, подаренная на полувековой юбилей.

А его изящные балясины и лестничные пролеты, сконструированные по законам красоты, по которым немало людей поднялось наверх по иерархической лестнице, создают комфорт в интерьере частных домов и уют в семейном очаге. Ни одна лестница, им собираемая, не похожа на предыдущую, ибо их автор и исполнитель всегда в творческом поиске. Муки творчества рождают эксклюзивные варианты устройства жилья и быта дагестанского менталитета и не только. Помню, мы с Балашевым были прикомандированы для обмена опытом в Красноуфимское педагогическое училище Свердловской области для изучения их ценного опыта защиты студентами итоговой композиции в завершающем этапе учебы, что после было внедрено и в нашем колледже. Намного обогатилась творческая палитра наших студентов, а эти итоговые композиции способствовали оживлению выставочной деятельности отделения и всего колледжа.

Исмаил Балашевич, будучи в Красноуфимске с карандашом и альбомом в руках, зарисовывал русскую архитектуру, дверные и оконные ажурные обналичники и лестничные пролеты. Сев на автобус «еднерку» (на местном говоре означающий: садись в автобус номер один), Исмаил изучил весь спектр архитектурных особенностей города. Это очевидно обогатило его творческую палитру, а наблюдающие за работой Исмаила местные жители назвали его «Исмагель», что означает – «мастер».

Надеюсь, вышеприведенный абзац не нарушил композицию создаваемого мною портрета педагога Балашева.

Подойду ближе к натуре, индивидуализировать образ сына многодетной матери Умуханум Балашевой, ибо с ней я познакомился намного раньше, чем с Исмаилом. Помню, мы молодые выпускники ХГФ приехали в 1976 году по распределению в Избербаш, а в это время в педучилище функционировала школа-интернат для одаренных детей, а также столовая, в которой поваром была приветливая, хлебосольная женщина. У нее часто «харчевали» мы – молодые специалисты, кое-как обустроенные     жильем, некоторые не обремененные семьей. А какие вкусные были блюда у Умуханум! Интернатские дети называли ее «матерью-кормилицей», благодарные за сытные обеды и ужины. С ними согласен и я – поистине она была матерью! Матерью восьмерых детей! Потом несколько лет погодя я узнал, что это была мать Исмаила.

На подиум водружен объект будущего портрета – Исмаила Балашевича.

Родился он в Избербаше в многодетной семье. Учился в СОШ № 3. С детства пробудившаяся тяга к рисованию привела его в Избербашскую художественную школу. А любовь к педагогической профессии заставила выехать на учебу в Карачаево-Черкессию, где по слухам серьезно была поставлена методическая работа и работали педагогами известные художники-педагоги: художник-график Беда Григорий Афанасьевич, живопись преподавала Татьяна Юрьевна Безгодова, декоративно-прикладное искусство вел Александр Алексеевич Хворостов. У этих трех знаменитостей Исмаил приобрел солидный методический багаж и вернулся домой с красным дипломом.

Творческий потенциал молодого специалиста полностью реализовался на нашем отделении, где ему доверили вести предметы: рисунок, живопись и ХОМ (художественная обработка материала).

О человеке можно судить по тому, какую обстановку он создает вокруг себя. Поэтому заглянем в мастерскую № 142, где Балашевым создана творческая атмосфера: с большим вкусом оформлен интерьер мастерской, стенды «работают» на преподаваемые предметы, методические рисунки отражают этапы работы над ним, софиты освещают натурные постановки драпировки и муляжи, гипсовые слепки, четко «читаясь», мобилизуют студентов на творческий процесс.

А как ведет уроки сам Исмаил Балашевич – это отдельная песня: вот сидит незадачливый студент первого курса над натюрмортом и сокрушается, что не получается передать объем кувшина, да и драпировки «лезут вперед». Исмаил Балашевич, взяв лист бумаги такого же формата, подсаживается к этому студенту и графически объясняет линейное построение этого кувшина с передачей невидимых контуров, рисуя как бы стеклянные просвечивающие грани, они «помогают» выпячиваться видимым граням натуры – вот в чем секрет. При этом рисунок студента преподаватель не трогает, а «шпаргалка» показывает путь исправления и доведения рисунка до кондиции.

В этой связи я вспоминаю и своего преподавателя художественного училища, известного художника Дагестана Парук Муртазалиевича, который говорил: «Вы своими тенями не обманывайте зрителя, а рисуйте убедительно, линейно все невидимые грани предмета, нажимая на видимую часть штрихом жирным, а невидимые части предмета –  легким штрихом, добиваясь объема. Линейный рисунок – вот основа грамотного изображения натуры».

Вот ведь как Исмаил Балашевич реализует эту методику спустя полвека – жива методика, потому что верна!

Исмаил Балашевич не «нажимает» на незадачливого студента, а сладким словом как мед (не зря же Балаша) нанизывает истины изобразительной грамоты на мозг и руки обучающемуся, не спеша, методично и убедительно ровным голосом.

Верной методикой вооруженные и собственные дети Балашева пошли по творческой тропе отца: закончили наш педагогический колледж и живут творчески, устраивая свой быт и семейный уклад.

А супруга Эрке (значит – «гордая») в согласии и в одном направлении строя семейную жизнь, помогая главе семьи, гордясь успехам Исмаила Балашевича, обеспечивает «медовую» сладкую обстановку в доме.

Таков портрет Педагога, Прикладника, Художника, счастливого отца – Исмаила Балашевича Балашева. БАЛ АШАЙ ЯШАЙЛАР!

 

Шагитбек КАЗБЕКОВ.

Яндекс.Метрика