ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЗАКАРЬЯЕВА ЗАКАРЬИ –

ВЫПУСКНИКА ХГО ПЕДКОЛЛЕДЖА

 

6 2Повышенно бился пульс педагогов педколледжа, приглашённых на открытие персональной выставки в «Первой Галерее» в здании РусГидро в Каспийске выпускника художественно-графического отделения Закарьи Закарьяева, так как это было неординарное событие.

 

Мы, педагоги Закарьяева, давно следили за его творческим ростом, знаем, что это не первое его участие в выставках. Но то, что мы увидели 15 октября, заслуживает высшей похвалы! Хотя, что удивляться, если будучи учащимся педколледжа, Закарья на сцене выступал с силовыми номерами, «ломая кости» и выполняя немыслимые йоговые трюки. Он ведь учился у знаменитого Мухтара!

Нас, педагогов-художников, на экзаменационных просмотрах всегда поражали колористический, живописный дар Закарьи и его тематически глубокий стиль мышления на уроках композиции. Ещё будучи студентом, он успел принять участие со своими полотнами и поделками в республиканских и всесоюзных выставках. Так что у основания «иерархической лестницы» творческого роста  Закарьи стояли педагоги педколледжа, и он признает это. И ведь прав был Сенека, который сказал: «Учитель, воспитай ученика, чтобы потом можно было учиться у него».

Первая выставка Закарьяева называлась «Столица». Концепция  выставки отражала тему совместного существования абсолютно разных людей и вместе с тем таких похожих друг на друга, объединенных географическим местом компактного проживания. На выставке экспонировались живописные портреты более пятидесяти людей. Представляя работы и комментируя тему выставки, директор «Первой галереи» Джамиля Дагирова сказала, что «…художник Закарья Закарьяев символизирует новый период в галерейной практике, и мы вступили в новый культурный виток, привлекая молодых художников с их подходами к реалиям современной жизни».

В списке выставок после первой персональной Закарьи значатся вернисажи молодых художников в Махачкале в галерее «Во-арт», на зональной выставке «Юг России» в Сочи, биеннале «Шунудаг – 2008» в с. Хайки Кулинского района, а также «Искусство молодых художников Дагестана» в дагестанском музее изобразительных искусств.

Его картины восхищают ярко выраженной мыслью, посылом к зрителю, иронией и даже сарказмом, и это его почерк.

Среди молодых художников есть те, кого условно можно отнести к бунтарям, экспериментаторам, конформистам. Закарья один из них. Работы Закарьи, выполненные в разной технике, в разном материале  и даже в немыслимом единстве их, поражают единством содержания, они «живые» и «светлые» от переизбытка радости по поводу такой смешной и серьезной штуки, как жизнь.

Вторая персональная выставка Закарьяева была экспонирована в музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой в Махачкале и называлась «Блошиный рынок». В экспозицию вошли более 100 самых разнообразных экспонатов: картины, выполненные в стиле графики, скульптуры из металла, камня, стекла, скорлупы яиц, пробок шампанского, монет, мотоцикл из стали и дерева, кубик Рубика, состоящий из небольших деревянных кубиков. Каждая работа, представленная на «Блошином рынке», отличалась уникальным дизайном и неповторимым внешним видом.

Закарья во вступительном слове  на открытии выставки отметил: «Многие люди сегодня говорят о политике, пишут статьи о наболевшем, перестали радоваться мелочам. А я проведением своей выставки предлагаю просто жить! Хочу напомнить, что мы живём здесь и сейчас!».

«Блошиный рынок» – результат продолжительного путешествия по разным странам и республикам – Голландии, Франции, Турции, Китая, Словакии, Болгарии, Абхазии, Калмыкии, Осетии, Чечне и т.д. Неудивительно, что в экспонатах угадываются традиции этих мест. Закарья очевидно старался, не копируя оригиналы произведений других стран, создать на их основе что-то свое, новое, особое и это ему удалось.

6 3Третья персональная выставка Закарьяева называлась «Арт-прививка». Эта концептуальная выставка была посвящена деньгам. Из насаженных на пенопласт пяти  и десятикопеечных монет  созданы картины «арт-овощей», «арт-фруктов», яйца Фаберже и купюры разных достоинств. Выставка с налетом сарказма и иронии, чтобы человек, глядя на «денежную коллекцию», задумался – это пища для размышления, своеобразная «арт-прививка» обществу. И пусть каждый видит то, что хочет.

Четвёртая персональная выставка художника называлась «Рыбки. Птички. Облака» и экспонировалась в музее истории Махачкалы. Техника исполнения экспонатов – графика и скульптура. Закарья создает вторую природу из простых деревянных брусков, поленьев, веток. В его скульптурах много поэзии, много музыки, образы при всей скромности отделки безупречны и даже изысканны.

В своих «Птичках. Рыбках. Облаках» художник создал свой универсальный пластический язык и декоративное письмо. Эта выставка – его особое послание добра и благости, которое Всевышний вложил в тварей морских и небесных, нашедших свою нишу в мире. И мы ведь среди них и в них мы ищем свой покой. Закарьяев, создав небольшие по форме скульптуры с многозначительным смыслом, открывает новую тропу в искусстве. В работах Закарьи есть главное – любовь и красота, помноженные на труд и талант волшебника.

И,  наконец, о пятой недавней персональной выставке Закарьи Закарьяева. Здесь я хочу без купюр представить текст вступительного слова при открытии выставки куратора «Первой Галереи» Джамили Дагировой: ««Трэш-ток» – новый авторский проект известного современного художника Закарьи Закарьяева, который представляет галерею современного искусства «Первая Галерея».

Проект рассматривает злободневную проблему взаимоотношений людей, на которые очень сильно воздействует интернет, доводя отношения и самих людей до самых разных стадий – от совершенства и роста, до животных инстинктов и жесткого поведения, преумножения эмоционального мусора. Возможно поэтому все герои выставки – люди и люди в образах зверей. Интернет, гаджеты, сети – всё в конечном итоге зацикливается на кнопке, через неё идёт любой виртуальный контакт или действие. А ещё кнопка, клавиатура компьютера, ноутбука, планшета и игровой приставки, телефона рано или поздно становятся техническим мусором, которого с каждым годом всё больше.

Три года назад художник работал на международном симпозиуме, темой которого был «мусор», «искусство из мусора», весьма популярное сегодня движение в мире. Там и пришла идея к Закарье сделать клавиши компьютера своим художественным материалом. Все скульптуры исполнены из пенопласта или пеноплекса и «обшиты» самыми немыслимыми по размеру, цвету и форме клавишами.

В результате трехлетней работы художник создал 78 скульптур и объектов, которые сегодня и представлены на выставке.

Волнующий вопрос – откуда столько материала? Его Закарья собирал везде, где можно, обращаясь в те же сети к своим многочисленным друзьям и знакомым. Трудно сосчитать, сколько людей стали невольно соучастниками проекта, ещё труднее сосчитать сколько ушло клавиатур и другой техники с клавишами на проект. Художник говорит, что на среднюю скульптуру уходило от 15 клавиатур.

Нажимая ежеминутно на кнопки своих гаджетов, мы делаем добро, учимся, работаем, развиваемся, дружим и влюбляемся, но порой, нажав на пару клавиш, обижаем, теряем друзей, создаем эмоциональный мусор, который выпускаем в мир. А меняя новые гаджеты, выбрасываем старые, которые тоже уже очень большой мусор и трэш.

И так, художник поднял серьезную, злободневную тему, но, как и всегда в своей доброй манере – тёплой, доброй иронии».

Шагитбек КАЗБЕКОВ,

заслуженный учитель РД.