ТВОРИТЬ – ЗНАЧИТ ЖИТЬ!

 

6 0«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы в нём научились, а в том, какими мы в нём становимся» 

Оскар Уайльд.

История деятельности музыкального отделения профессионально-педагогического колледжа им М.М. Меджидова берёт начало с 1971 года.

Музыкальная подготовка будущих учителей пения занимала важное место в Буйнакском педагогическом училище, в дальнейшем преобразованном в Избербашский педагогический колледж. Но внедрение и разработка новой системы музыкального образования по системе Д.Б. Кабалевского  требовала учителей пения, владеющих музыкальным инструментом, обладающих навыками  организации  вокально-хорового исполнительства. Выпускники училища должны были обеспечить новый качественный сдвиг в области музыкального образования в школах республики.

Для реализации идей в Буйнакское педучилище были отправлены выпускники Дагестанского педагогического института – высококвалифицированные педагоги-музыканты: Д. Вечедов, П. Вечедов, Т. Курачев, А. Хайрулаев, О. Елисеева, З. Бахмудова, К. Балабеков, А. Абакаров, А. Газиев, Т. Бурняшова, А. Азизов, Д. Ханча, З. Алиханов, Б. Белецкий. Была налажена связь с методическим  центром  Д.Б. Кабалевского.

После землетрясения, в январе 1975 года, Буйнакское училище было переведено в г. Избербаш. Деятельность музыкально-педагогического училища  вступила в новую  творческую полосу. Коллектив пополнился ценителями и пропагандистами народного творчества из Сергокалинского училища: Н. Абдулкеримовым, М. Гасановым,  М. Магомедовым.

С  1975 года музыкальное отделение возглавил Д. Вечедов, который тринадцать лет посвятил определению и развитию творческого начала и становлению педагогического коллектива.

В 1979 году благодаря усилиям директора педучилища М. Дугричилова удается открыть при Избербашском педагогическом училище школу-интернат для талантливых детей.  Здесь, начиная с 1-го класса, ребята из дальних уголков и районов горного Дагестана учились понимать красоту окружающего мира  в звуках и красках. Отделение становится своего рода культурным центром города.

Новой  плеяде молодых педагогов предстояло решать вопросы реализации методики преподавания и воспитания юных дарований. Открывают  новую страницу в деятельности музыкального отделения преподаватели: Н. Калмыкова, В. Жукова, И. Мышляева, Т. Асланбекова, Н. Нажиров, Г. Гаджиев, Р. Малахмедов, Л. Абдусаламова, Л. Ахмедова, Л. Литвинова, Б. Керимханова, Н. Клинчаев, Н. Камилова, О. Емельянова, М. Исаев, Б. Ашурбеков, Н. Мышляев, А. Нажибаева, Т. Устинова, Т. Керимханова, Л. Агакишиева, Л. Ермилова, Л. Исмаилова, Н. Бондаренко, Е. Ковальская, Н. Марадуда, Г. Магомедов, М., Магомедов, А. Гасанова.

Шло время. Рос  опыт и мастерство. Наряду с музыкально-теоретическими предметами при школе-интернат была открыта  хореографическая  студия под руководством З. Шамхалова, Р. Даибова и Р. Сулейманова. Развитие и продвижение деятельности школы-интерната  дало возможность  повысить уровень музыкальной подготовки поступающих  и проводить  конкурсный отбор  абитуриентов по специальности «Музыкальное образование».

6 1К сожалению, в 1998 году деятельность школы-интерната была приостановлена в силу возникших экономических преобразований в стране. В этом же году Д. Вечедова открытым голосованием коллектив педучилища  единогласно  избирает директором педучилища. Музыкальное отделение  возглавляет А. Хайрулаев, который, как и прежний заведующий обладал  высоким профессионализмом, широкой эрудицией, прекрасными организаторскими  способностями и волевым характером. Он сумел сохранить атмосферу сотрудничества и сотворчества. В эти годы на отделении особое внимание уделяется развитию музыкального мышления студентов, повышению интереса к участию в различных творческих  конкурсах по классу вокала, дирижирования, музыкального инструмента, а также к участию в деятельности клуба «Альянс» (рук. Л. Абдусаламова), духового оркестра (рук. Б. Белецкий), театральной студии преподавателей (И. Мышляева),  кукольном театре  (рук. Н. Камилова).

Сегодня спустя столько лет с особой благодарностью хочется вспомнить заведующую музыкальным отделением О. Елисееву. Ольга Васильевна прошла большую жизненную и профессиональную закалку. 20 лет ее руководства обозначились многоплановыми особенностями учебно-воспитательной, внеклассной работы отделения для осуществления профессиональной подготовки и формирования личности будущего педагога-музыканта.

На отделении были созданы дополнительные специализации: педагог-организатор вокального, хорового ансамбля; педагог организатор досуговой деятельности в школе; педагог-организатор оркестра народных инструментов, духового оркестра; педагог-организатор студии хореографии. Молодая, энергичная, влюбленная в свою профессию Ольга Васильевна сумела сплотить педагогический коллектив, в который вливались со временем все новые и новые молодые специалисты.

В программу были введены новые предметы: основы вокальной методики, актерское мастерство, детский музыкальный театр, кукольный театр, ансамбль гитаристов, ансамбль агач-кумузистов. В это время  на отделении обучалось 230 студентов  и работало 95 преподавателей.

Сольные концертные выступления студентов и хоровые концерты смешанного, женского, мужского, юношеского и детских  хоров  в рамках Недели музыки  становятся визитной карточкой отделения. При музыкальном отделении функционируют 16 творческих коллективов. Выступления духового оркестра, оркестра баянистов, аккордеонистов и оркестра русских народных инструментов до сих пор  остаются ярким воспоминанием тех дней у горожан и гостей города.

Являясь страстным пропагандистом искусства, О.В. Елисеева стала организатором встреч с заслуженными учителями, музыкантами, композиторами. В педагогическом колледже стали традиционными встречи с композиторами Дагестана, в частности с Н. Дагировым, М. Гусейновым, М. Касумовым, Х. Башировым, с музыкантами и  коллективами  Государственной филармонии им. Т. Мурадова. 

6 2Система  музыкального образования на протяжении последних двух десятилетий республики переживает сложный период, вызванный рядом законодательных, управленческих, содержательных, кадровых, материально-технических проблем. На сегодняшний день остаются нерешенными наиболее важные вопросы, среди которых: недостаточное понимание основополагающего значения музыкального искусства и детского творчества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Именно в это сложное время, с 2013 г. руководство коллективом приняла З. Бахмудова. Зулайха Дагировна – руководитель  чуткий, яркий профессионал своего дела, душой и сердцем болеющий за сохранение и развитие лучших традиций отделения. Несмотря на все эти трудности, Зулайхе Дагировне удалось сформировать и реализовать систему по подготовке профессиональных учителей-музыкантов и  продолжить работу по приобщению подрастающего поколения к музыкальному искусству и творчеству.

В основу содержания системы музыкального образования ею были положены апробированные традиции обучения молодёжи на лучших образцах классической и народной музыки: неизменными праздниками души стали «Посвящение в музыканты», «Праздник детской песни», «Весенняя капель», «Музыкальная гостиная», «Музыкальный календарь», КВН.

Сегодня на музыкальном отделении работают 35 преподавателей. Педагогическая и творческая деятельность многих отмечена почетными званиями и наградами. Важное место в жизни отделения занимают творческие коллективы, которые участвуют в концертной жизни города, республики. Они помогают совершенствовать исполнительские навыки,  сохранять и развивать  культурное наследие республики, а также вносят вклад в формирование единого, большого пространства искусства нашего города и всей республики. Студенты отделения успешно участвуют в акциях «Ночь музеев», «Студенческая весна», «Русская весна», «Крымская весна», «Живи, твори, мечтай!», «Очаг мой, Дагестан», «Уголок России», «Без срока давности». Очередным успешным выступлением стало участие студентов в Региональном конкурсе – молодёжных дельфийских играх РД. Они были отмечены дипломами 2  и 3 степени.

Осознавая  важное  звено общения в системе подготовки специалистов, руководитель специальности «Музыкальное образование» Бахмудова поддерживает  активное  сотрудничество  с кафедрой музыкальных инструментов, хорового дирижирования ДГПУ. Одной из форм традиционных хоровых мероприятий стали совместные  праздники  «Недели  хоровой музыки».

Зулайхе Дагировне удалось создать особую атмосферу творчества, инициативы, профессионализма, которая всегда обеспечивает коллективу возможность быть в числе лидирующих. Коллег восхищает ее умение организовать, представлять работу большого коллектива в грандиозных концертных выступлениях: смотрах-конкурсах, концертных программах, посвященных  Совету директоров, слету отличников.

За годы существования музыкальное отделение подготовило свыше 3 тысячи учителей музыки и музыкальных руководителей, подавляющее большинство которых окончили впоследствии вузы музыкально-педагогического профиля и связали свою профессиональную судьбу с музыкальным воспитанием подрастающего поколения, многие вернулись в родные стены и стали коллегами своих наставников. Выпускники музыкального отделения плодотворно трудятся не только  в школах республики,  но  и за границей.

Учитель музыки – профессия уникальная. Именно сейчас, в век «реноваций», хочется сберечь и не разрушить то наработанное, ценное, во многом уникальное в нашем музыкальном образовании, что способствует развитию нашей многонациональной музыкальной культуры. Это, прежде всего, выработанная десятилетиями система профессионального образования, которая взрастила многих музыкантов-педагогов, которые продолжили педагогические традиции своих учителей.

Впереди новые высоты и  непрерывная работа в достижении главной цели – профессиональной подготовки будущего учителя музыки, основным девизом отделения остается девиз: «Творить – значит жить!»

6 3Музыкальное отделение живёт полноценной творческой педагогической деятельностью и с оптимизмом  смотрит в будущее, его история достойна  продолжения!

Яндекс.Метрика