СЛАГАЕМЫЕ ПАТРИОТИЗМА

11-2

«Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» (словарь С.И. Ожегова).

Исходя из этого определения, можно сказать, что патриотизм не есть некий кем-то установленный или законодательно закрепленный формат человеческого поведения. Это одно из наиболее глубоких чувств человека, которое формировалось тысячелетиями, и как самый светлый и драгоценный дар передавалось из поколения в поколение. И, конечно же, ни один ребенок не рождается ни готовым патриотом, ни законченным предателем или мерзавцем. Указывая на эту особенность человеческой природы, английский социалист-утопист Роберт Оуэн отмечал: «В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а есть только возможность и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет и воспитания, которое он получает в семье и обществе».

Таким образом, семья и семейное воспитание являются главным основополагающим фактором формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма.
Ребенок, как губка, впитывает все, что ему говорят старшие. Особенно ему запоминается то, о чем рассказали родители. Ведь нередко на наш вопрос «Откуда ты это знаешь?», дети с такой важностью и уверенностью отвечают: «А мне папа или мама сказали». Поэтому очень важно, чтобы в непринужденной домашней обстановке родители рассказывали детям об истории своего села, района, города, о знатных людях из их тухума, об участниках гражданской и Великой Отечественной войн, о воинах-афганцах, о ветеранах тыла и труда, о значимости дружбы и взаимопомощи между народами разных национальностей и вероисповеданий. Последнее имеет особое значение, ибо истинный патриотизм неразрывно связан с понятием «интернационализм». «Настоящий патриотизм, – писал Н.А. Добролюбов, – выше всех личных отношений и интересов и находится в теснейшей связи с любовью к человечеству».
Но к великому сожалению, многие родители не уделяют должного внимания этим воспитательным аспектам в процессе общения с ребенком. Но зато к его услугам телевизор, мультфильмы, планшеты, а также игрушки на любой вкус и цвет. Все это, разумеется, неплохо. Но ничто не заменит доброго, ласкового, нежного и с любовью сказанного слова родителей. Тем более, когда оно проникнуто заботой о будущем своих детей. А будущее любого человека, как известно, связано с его Родиной, народом, языком родителей, родной землей, обычаями и традициями, а также с культурой не только своего, но и других народов.
Существенную роль в отшлифовке и кристаллизации заложенных в семье основ патриотического воспитания играют детсады, образовательные учреждения и различного рода общественные организации.
Проводимые в детсадах мероприятия в честь знаменательных и памятных дат – День защитника Отечества, 8 марта, 9 мая, принятие Конституции РФ и РД и т.д. без сомнения останутся в памяти юных граждан на долгие годы. Уже в зрелом возрасте они будут вспоминать и рассказывать об утренниках, проводимых в их садиках, об аппликациях, открытках и рисунках, которые они адресовали своим папам и мамам.
Неизмеримы значение и роль общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений в воспитании учащейся молодежи в духе патриотизма. Содержание патриотического воспитания в учебной и внеучебной деятельности осуществляется с помощью многообразных форм и методов. Это, прежде всего, беседы, диспуты, лекции, связанные с военно-патриотической и историко-культурной тематикой. Традиционные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тылового фронта, с участниками венгерских событий, воинами-афганцами, с ветеранами правоохранительных органов, а также с заслуженными людьми своего города, республики и страны.
Огромную роль в формировании патриотических чувств и патриотического сознания играет участие учащихся в работе школьных краеведческих кружков. Эффективными средствами воспитания патриотизма являются экскурсии в республиканские музеи: «Истории и архитектуры», «Дербентский музей-заповедник», крепость «Нарын-кала», знакомство с экспозициями: «Культура и традиции горцев», «Одежда и предметы народов Дагестана».
Большой заряд патриотизма несут в себе спартакиады и соревнования, проводимые в честь выдающихся спорт-сменов Дагестана и России. Участие в таких мероприятиях вселяет гордость в души и сердца молодежи за свою страну и ее спортсменов».
А музыкальные аккорды гимна, которые они слышат перед открытием и закрытием подобных торжеств, невольно заставляют задуматься о величии и мощи нашей Родины. Позитивное воздействие на формирование патриотического духа учащейся молодежи оказывает участие в военно-спортивных играх «Зарница», «Орленок», «Патриот», «Сабля Шамиля» и др.
Одним из важнейших и требующих к себе особого внимания фактором в системе патриотического воспитания является изучение истории утверждения и использования государственных символов (герб, гимн, флаг). Хотелось бы в этой связи отдельно сказать о флаге РФ, который по сравнению с гимном и гербом имеет более широкое поле применения, как в качестве наглядности, так и в смысле психологического воздействия на формирование в сознании людей чувства гражданственности и патриотизма. Кстати, об этом говорится в материале А. Мазгаровой в газете «Наш Избербаш». Цитирую: «С 1 сентября 2014 года вступает в действие Федеральный конституционный закон от 21.12.2013 № 5 ФКЗ «О более широком использовании государственного флага и гимна России для воспитания гражданственности и патриотизма». Далее сказано, что поправки к данному закону «предусматривают, что государственный флаг должен быть постоянно вывешен на зданиях всех образовательных организаций или установлен на их территории». Затем дается разъяснение, когда и при проведении каких мероприятий поднимается флаг России и должен исполняться государственный гимн. Спустя семь месяцев после публикации в газете вышеупомянутого материала, я решил пройтись по городу и посмотреть, что же изменилось за этот период. Отрадно отметить, что на зданиях всех школ города развеваются флаги РФ и РД. Из госучреждений флаги вывешены на фасаде зданий прокуратуры, нарсуда и завода «Полет». Думается, что в ближайшие дни на всех зданиях госучреждений и негосударственных структур будут красоваться, имеющие большое историческое и патриотическое значение флаги РФ и РД.
И последнее, говоря о формах и методах патриотического воспитания, имеющих общегосударственное значение, недостаточно широко используется социальная реклама. Прогуливаясь по улицам и проспектам нашего города, я не заметил ни одного рекламного щита, где бы в художественной или письменной форме прославлялись героические подвиги Красной армии и советского народа. Хотелось бы, чтобы в этом плане руководство города и общественные организации (особенно Комитет по делам молодежи) взяли пример с представителей мусульманского духовенства. Эти вопросы они решают очень умно, гибко и своевременно.
Успех и результативность многогранной работы по патриотическому воспитанию молодежи не столько зависит от количества форм и методов, используемых в процессе проводимых мероприятий, сколько от консолидированных, совместных усилий и действий образовательных учреждений, ветеранских, молодежных общественных организаций, представителей духовенства и, конечно же, органов государственной власти. Именно такая работа даст весьма положительные, добрые и полезные плоды в деле воспитания истинных сынов Отечества, у которых уже будет выработан иммунитет к таким страшным и опасным бациллам, как «национализм», «шовинизм» и «терроризм».

Наби ИМАНАЛИЕВ.