УРОКИ ПАТРИОТИЗМА

 

5 0В 2021 году отмечается  100-летие со дня образования Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. Впервые за всю многовековую историю народы Дагестана объединились в единое государственное образование – республику, которая сплотила в своих границах народы, исторически связанные совместным проживанием, тесными хозяйственными отношениями, традиционной дружбой, общим историческим и культурным наследием.

  

Это важное историческое событие означает также окончательное оформление продолжавшегося столетиями сближения дагестанских народов с Россией. Дагестанская автономия закрепила нерасторжимые узы, связавшие воедино Дагестан и Россию активными политическими, экономическими и культурными отношениями, которые поступательно развиваются.

3 декабря ветераны Афганистана встретились с учащимися 9 «а» класса СОШ № 11 и провели для них открытый урок, посвященный истории образования и становления ДАССР. Урок прошёл с целью развития у молодежи и подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свой регион. Гостями мероприятия стали председатель местного отделения «Боевое братство», зампредседателя Совета ветеранов Афганистана, член общественной палаты города Султан Даитбеков и члены Совета ветеранов Афганистана Магомед Магомедов и Магомед Ибрагимов.

В ходе встречи ученики узнали, что принятие 20 января 1921 года ВЦИК Декрета об образовании ДАССР стоит в ряду судьбоносных событий, которые повлияли на жизнь многих поколений дагестанцев. Создание дагестанской автономии явилось точкой отсчета нового этапа истории наших народов.

История Дагестана содержит немало славных страниц, свидетельствующих о созидательном труде, самоотверженности и высоком патриотизме его жителей. Благодаря усилиям и таланту многих поколений в республике создан значительный экономический, культурный и интеллектуальный потенциал. А самая главная заслуга – это дружба и братство между народами. Об этом должно знать подрастающее поколение и гордиться этим.

А. БАЙРАМБЕКОВ.

 

------------------------------------------------------------------------

 

БОЕВЫЕ И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ТРАДИЦИИ

 

5 3История дагестанских народов неразрывно связана с борьбой за независимость и свободу. Дагестан, лежащий на пути многих завоевателей, оказывался втянутым в водоворот событий, приносящих горе и разорение. Вместе с тем в этой борьбе закалялся характер народа, складывались определённые традиции, накапливался боевой опыт.

 

Особенно широкий размах борьба за независимость Дагестана принимает в начале ХVIII века. Со времен правления Аббаса Первого Южный Дагестан и кумыкские равнины были обложены данью иранцами. Местное население подвергалось притеснениям. Бедняки же оказывались под двойным гнетом: с одной стороны иноземцы, с другой – свои беки и ханы. «За долгий период иранского владычества хозяйство Дагестана сильно разрушилось, пришло в упадок ремесло, уменьшилось поголовье скота и резко ухудшилось положение народных масс», – пишет профессор Р.М. Магомедов.

Все эти притеснения вызывали недовольство, и выход был один – народное восстание. Таким явилось в 1707 году первое выступление аварцев и цахурцев, для подавления которого шах послал своего наместника.

Вслед за этим были восстания в 1711 и в 1712 годах. Благодаря им было ликвидировано иранское иго в Дагестане.

В 30-х годах XVIII Надир-Шах вновь организует поход на Дагестан. Дагестанцы не могли мириться с потерей свободы и дали достойный отпор пришельцам. В этой борьбе за свою независимость закалялся свободолюбивый характер народов Дагестана, ковались бесстрашие и самоотверженность, высокое чувство долга и личной чести.

В начале XIX века Дагестан вошел в состав Российского государства. Как указывал Ф. Энгельс, господство России над Каспийским и Черным морями сыграло цивилизующую роль в истории народов Кавказа.

Борьба против иноземного гнета объединяла людей, но вместе с тем передовые представители народа все чаще и громче стали выражать недовольство социальным неравенством, угнетением народа со стороны ханов и беков, которые видели в царизме свой надежный и верный оплот. Опираясь на царизм, шамхал, князь, хан могли казнить невинного горца, ослепить его, бросить надолго в яму, которая заменяла тюрьму. Хунзахские ханы безжалостно, бесчеловечно могли, например, обменять детей крестьянина на приглянувшегося скакуна,  сжечь на костре непокорного крестьянина, как это было сделано со знаменитым гидатлинским узденем Хочбаром. Своими злодеяниями прославился в истории и казикумухский Аглар-хан, который избивал, топил, убивал невинных. Были случаи, когда он за то, что волк утащил гуся с ханского двора, приказал отрезать уши смотрителям, а за пропажу нескольких рублей казнил невинных детей.

Подобная жестокость не могла не вызвать возмущения в народе. Это привело к восстаниям 1824 года, вспыхнувшим в ряде районов Дагестана и вылившимся затем в широкое антиколониальное движение. Так проявляется в народе протест против социального гнета, боевые традиции старших поколений обогащаются элементами национально-освободительного движения. Однако только после возникновения в Дагестане первых отрядов рабочего класса, горячо откликнувшихся на революцию 1905 г., можно говорить о зарождении подлинно революционных традиций в Дагестане.

Народ видит главного своего врага в лице царизма и его ставленников. Выступления рабочих  и крестьян России вдохновляют народы Дагестана. Вспыхивают забастовки рабочих фабрики «Каспийская мануфактура» в Порт-Петровске, железнодорожников Дербента. В 1905 году поднялись текстильщики и бондари Дагестана, с оружием выступили крестьяне Атлы-Боюна. К началу 1917 года народы Дагестана имели уже определённые революционные традиции. Революционную борьбу пролетариата и крестьянства возглавили Уллубий Буйнакский, Махач Дахадаев, Кази-Магомед Агасиев, Джамалутдин Коркмасов, Саид Казбеков, братья Далгат, Никита Ермошкин, Оскар Лещинский и другие.

Революционной борьбой дагестанских народов руководили верные соратники В.И. Ленина: С.М. Киров, С. Орджоникидзе, А.И. Микоян. Крепли и утверждались в борьбе за власть Советов революционные традиции, сочетавшие в себе героизм предков и священную ненависть к  рабству и угнетению, интернационализм, сознание классового долга и солидарность в выступлениях в борьбе против общего врага. Дальнейшее развитие революционные и боевые традиции получили во время гражданской войны и в борьбе с интервенцией. В этой борьбе народа против иностранных захватчиков и внутренних врагов страны с особой силой проявился пролетарский патриотизм трудящихся, объединивший все народы. В годы гражданской войны в Дагестане организуются большевистские батальоны, партизанские отряды. Один из руководителей отряда партизан Даргинского округа Осман Османов писал:  «… к нам сотнями потекли люди, и вооруженные и без оружия, и молодые, и старики, и мужчины и женщины».

В борьбе за установление Советской власти в Дагестане народ остался верен славным боевым традициям своих предков. Бессмертны подвиги дагестанских революционеров: и тех, чьи имена сохранила история, и тех, что погибли безымянными от рук белогвардейцев в сражениях с бандами Гоцинского и Бичерахова.

Великая Отечественная война явилась новым испытанием мужества и стойкости героического народа. Боевой и патриотический дух с новой силой проявились в борьбе против фашистских захватчиков. На фронтах Великой Отечественной войны отличились и славные сыны Дагестана. В числе Героев Советского Союза более 70 дагестанцев.

Подвиги героизма совершались не только на фронтах, но и в тылу. О героях трудового фронта пишет «История Дагестана»: Это токарь – комсомолец Фетали Эюбов, который перевыполнял сменные задания в 10-12 раз. Это комсомольцы и молодежь аула Мегеб Гунибского района, которые первые начали сбор средств на создание бронепоезда «Комсомолец Дагестана». Это пионеры и школьники Дагестана, собравшие 500 тысяч рублей на строительство самолета «Пионер Дагестана». Это комсомолка из селения Кутлаб Тляратинского района Рамазанова, которая сняла на собрании серебряные монеты с головного платка и отдала их в фонд обороны. Это фрезеровщик Владимир Устименко, работавший на четырех станках и выполнявший за смену до 28 норм.

Среди героев фронта и тыла мы на протяжении сотен лет видим людей разных национальностей, ведущих борьбу против общего врага и продолжающих героические, революционные, боевые традиции своих народов.

Артур ЧУПАЛАЕВ,

 член Союза журналистов России,

Заслуженный учитель РД.