«ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ЭРУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных прав потребителя. «Потребители – это все мы» – сказал Кеннеди. – Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно».
Четырьмя основными правами, стали:
– право на информацию;
– право на безопасность;
– право на выбор;
– право быть услышанным.
Позже Всемирная организация союзов потребителей дополнила еще четыре права:
– право на возмещение ущерба;
– право на потребительское образование;
– право на удовлетворение базовых потребностей;
– право на здоровую окружающую среду.
Россия впервые отметила Всемирный день защиты прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги в сфере защиты прав потребителей. Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом.
Правильно пользуясь этим законом, можно найти правовую защиту от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей, думающих о собственном обогащении, а не об интересах тех, для кого предназначены их услуги и товары.
Проблема заключается в том, что люди имеют неполное представление о тех правах, которые закреплены в законе по защите прав потребителей. Незнанием потребителями своих прав пользуются продавцы, которым потребители часто доверяют.
Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями при продаже товаров, возмездным выполнением работ и оказании услуг, т.е. по поводу удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Несмотря на видимое отличие отношений по купле-продаже от отношений по поводу оказания разнообразных услуг, работ, они имеют определенные общие черты, что и дает возможность регулировать их в едином законе.
Всемирный день защиты прав потребителей в 2017 году пройдет под девизом «Права потребителей в эру цифровых технологий». Это очень важный и нужный праздник. Именно он помогает нам вспомнить о том, что все мы имеем право на безопасность, правдивую информацию, свободу выбора и право быть услышанным. Зная об этом шансов получить некачественную услугу гораздо меньше. Ведь если и продавец, и покупатель будут помнить свои права и обязанности, спорные вопросы будут решаться бесконфликтно, или хотя бы проще.
В этот день во многих странах, в том числе и в РФ проводятся мероприятия, направленные на правовую и образовательную помощь. И это очень здорово!
Г. ГАДЖИЕВ,
заместитель начальника ТО
Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаше.