РАСТИМ ЮНЫХ ПАТРИОТОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

 

Информационно-методический центр Управления образованием г. Избербаша в содружестве с Ассоциацией почётных граждан, наставников и талантливой молодёжи успешно претворяет в практику проект по работе с одарёнными детьми «Наша надежда». Коллективы учреждений образования г. Избербаша отчётливо понимают, что выявлять талантливых детей нужно уже с дошкольного возраста, а затем эстафету должен продолжить учитель начальных классов.

6-1С целью выявления одарённых и талантливых детей под эгидой деятельности городского методического объединения мы проводим познавательные мероприятия интеллектуального характера. Руководство ГМО возложено на Гульнару Абдулбекову. Курирует работу учителей начальных классов методист ИМЦ Гюльнара Абдурагимова. Они устраивают конкурсы чтецов, турниры знатоков русского языка, математики, окружающего мира, проводят научно-практические конференции по защите  экологических проектов, олимпиады по предметным дисциплинам, постоянно следят за ведением банка данных одарённых детей в средних общеобразовательных школах города, за оформлением портфолио достижений учащихся.

На сей раз, руководствуясь Приказом Министерства образования и науки Республики Дагестан и Положением о конкурсе исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет», Гульнара Абдулбекова и Гюльнара Абдурагимова провели школьный, а затем муниципальный отборочные туры данного мероприятия среди учащихся 3-4-х классов. Основными целями и задачами конкурса было создание  необходимых условий для выявления интеллектуально и творчески одаренных учащихся начальных классов, развитие у младших школьников креативности, самостоятельности мышления, навыков владения предметом исследования. На рассмотрение жюри муниципального этапа конкурса было представлено несколько проектов по номинациям: «Гуманитарное направление», «Математическое направление», «Естественно-научное направление», «Прикладное  творчество». Среди исследовательских проектов стоит отметить такие интересные работы, как: «Целебные свойства мёда», «Культура и традиции народов Дагестана», «Компьютер и мы», «Шью, вышиваю, вяжу», «Природа моего края», «Мои предки в истории страны». Они были отобраны для участия в республиканском этапе конкурса «Первоцвет».

Самым успешным в ходе защиты был проект «Мои предки в истории страны» учащегося 4 класса СОШ № 8 Загит-Алихана Камалова, руководителями проекта были кандидат исторических наук Камалутдин Камалов и учитель начальных классов Эмина Аминова. Загит-Алихан с достоинством защитил свой проект.   Вот фрагмент его выступления: «Семья – это семь «Я», маленькое государство со своей историей, со своим бюджетом. А государство – это объединение миллионов семей, маленьких государств. События, происходящие в стране, так или иначе, оставляют след в истории семьи. Отсюда вывод: знакомство с историей республики, края или района необходимо начинать с изучения истории семьи. Так считает папа. Я же решил, что папе виднее, ведь он у нас историк. Результатом нашей с папой исследовательской работы явилось генеалогическое древо семьи Камаловых. Выяснилось, что меня не просто назвали Загитом. Так звали моего прапрапрадедушку – он мой предок в шестом колене. Другими предками в шестом колене были Кара Курбан и прапрапрабабушка Шекер. Загит и Курбан были алходжакентцами, относились к узденскому сословию (свободные крестьяне). Шекер же – чанка (джанка), так назывались дети, рожденные от неравного брака (бея с узденкой). Она с Усемикента. Хотя в то время (первая половина 19 века) Дагестан уже входил в состав Российской империи, сословные различия сохранялись. Селение Алходжакент было расположено на территории Утамышского уцмийства, но будучи узденским селением, уцмию (князю) не подчинялось. Предки в пятом колене – Абакар и его супруга Маймунат проживали тоже в Алходжакенте, который по новому административному делению оказался в составе Кайтаго-Табасаранского округа. Прадедушки Камал и Алихан (оттуда вторая часть моего имени Загит-Алихан) жили в переломное для нашей страны время. Камал – вожак аульской бедноты, революционер, в 1919 году во главе партизанского отряда, сформированного из алходжакентцев и усемикентцев, участвовал в боях против деникинцев под Каякентом и в уличных боях в Дербенте, в 1920 году стал председателем Военно-революционного  комитета Каякентского участка. В 1927 году по доносу Камал был арестован (постановление от 21 апреля 1927 года) и в том же году расстрелян; реабилитирован Постановлением Президиума Верховного суда Дагестанской АССР от 16 октября 1962 года.  Алихан (Адук) – состоятельный землевладелец, в течение тридцати лет был старшиной селения Алходжакент. Дедушка Магомед – снайпер, участник самого известного и трагического события для всех народов России и бывшего СССР – Великой Отечественной войны. Мой дед – красноармеец Камалов Магомед воевал в 105 полку 77 дивизии в составе 4-го Украинского фронта. Это в качестве ликбеза для тех, кто утверждает, что на Украинских фронтах воевали украинцы».

А вот таким было заключение Загит-Алихана: «А.С. Пушкин считал: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно». Работая вместе с папой над составлением генеалогического древа, я пришел к выводу, что у нас очень интересная история, нам есть чем гордиться. У меня появилось желание узнать еще больше  об истории Дагестана и России». Выступление ученика сопровождалось интересной презентацией и богатым наглядным материалом.

Члены жюри республиканского этапа конкурса отметили, что проект, выполненный учеником под руководством педагогов, отвечал всем критериям: актуальностью темы, логичностью изложения, грамотностью речи, степенью раскрытия темы, аргументированностью, нестандартностью, оригинальностью, и единогласно присудили конкурсанту 1-е место. Мы радуемся его успеху. Это здорово, что рядом с мальчиком сегодня находятся талантливые педагоги, которые с малых лет прививают ребёнку желание вести исследования, отстаивать свою точку зрения, прививают ему чувство гордости за своих предков, за свои обычаи и традиции, учат его любить свою Родину.

Сегодня мы, педагоги, анализируя этот успешно защищённый проект, делаем для себя выводы: для того, чтобы увлечь ребёнка интересной исследовательской работой, необходимо самому учителю быть  творческим, увлечённым, уметь мыслить нестандартно. Немаловажную роль в этом играют, безусловно, и родители. Любовь к Родине нужно воспитывать, патриотами не рождаются, ими становятся в процессе воспитания, а изучение своего прошлого – это одна из форм патриотической работы. Прививать учащимся идеалы бескорыстного служения Родине, учить молодежь бережному отношению к историческому прошлому нашего народа необходимо на примерах поступков наших предков. Уверена, что вы со мной  полностью согласны, уважаемые читатели.

 

З.С. ШИХШИНАТОВА,

директор ИМЦ УО г. Избербаша,

председатель регионального отделения

Ассоциации почётных граждан,

наставников и талантливой

 молодёжи в РД.