ОНИ БЫЛИ В ИЗБЕРБАШЕ

 

4 0С именами крупных ученых нашего государства И. Брода, В. Голубятникова, И. Губкина связано зарождение и развитие нефтяной промышленности Избербаша. Эти ученые не только занимались в Москве теоретическими исследованиями нашего района, но и неоднократно посещали Избербаш.

 

Много труда и энергии вложили также такие деятели Коммунистической партии и государства, как Н. Байбаков, Н. Самурский, К. Мамедбеков. Они постоянно интересовались ходом разработок и часто приезжали в Избербаш, сделали очень многое для развития нефтепромысла и улучшения жизни рабочих.

Байбаков приезжал даже в годы войны. Много творческих сил и энергии вложили рабочие, инженеры и техники в сооружение первой в Советском Союзе морской эстакады, где впервые в нашей стране стали добывать нефть из моря.

В строительстве индивидуального морского основания избербашским буровикам помогали братские бригады, прибывшие из  Азербайджана.

4 1Во время строительства эстакады и ее эксплуатации нефтяникам часто приходилось сталкиваться с трудностями. Особенно запомнился нефтяникам 1950 год. Со стороны Астрахани в сторону юга Каспия тронулся лёд. Огромные льдины угрожали эстакаде. По просьбе дагестанского правительства в Избербаш для руководства спасением эстакад был направлен знаменитый полярник, дважды Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин. Тогда он возглавлял Институт водной биологии АН СССР. В Избербаше он жил 3 месяца в доме № 18 по ул. Матросова.

Несмотря на болезнь, Иван Дмитриевич лично руководил спасательными работами, встречался с рабочими на предприятиях, с учащимися и учителями города.

О большой заботе и внимании к развитию нефтяной промышленности в районе Избербаша рассказывают письма, телеграммы, которые ныне хранятся в архиве.

Сегодня одна из улиц нашего города названа в честь знаменитого полярника.

 

ПЕРВОПРОХОДЦЫ МОРСКИХ ГЛУБИН

 

Шёл третий послевоенный год. Страна залечивала нанесенные войной раны, был нанесён огромный ущерб народному хозяйству. Особо важная роль в этой громадной перестройке принадлежала обеспечению страны топливом. Известно, какая роль отводилась в годы войны и в последующие пять лет, до открытия второго Баку, Северному Кавказу – основному источнику горючего. Второе Баку – районы Башкирии, Татарии – были освоены спустя пять лет после войны.  В годы войны и в послевоенные годы вместе с такими районами добычи нефти, как Чечено-Ингушетия и Азербайджан, Дагестан тоже внёс весомый вклад в общее дело. В 1943 году ударил мощный фонтан нефти из скважины № 13 и на площадке Махачкала.

4 2Площадке Избербаш, как наиболее перспективной, отводилась особая роль. Месторождение, как показали данные разведочного бурения, большей частью оказалось в акватории Каспийского моря. При бурении скважины № 83, расположенной в 50 метрах от берега, из чокракских отложений свиты «В» всего на глубине 1550 метров был получен фонтан нефти с дебитом 200 тонн в сутки.

Перед нефтеразведчиками встала задача  оконтуривания площадки в морской части. Опыта бурения в море в Советском Союзе тогда не было. По предложению инженера Б. Рогинского в 1948 году в СССР начала возводиться новая металлическая эстакада.

Первыми строителями морской эстакады были слесарь цеха промремонта НГДУ И. Кулиш, С. Гуртовой. Перешли работать на новые стройки А. Пашаев, Г. Ковалев, А. Артюнов. Опыт возведения морских эстакадных сооружений был в дальнейшем применен при строительстве знаменитого на всю страну морского нефтяного города Нефтяные Камни.

В ноябре 1948 года впервые из скважины № 114 был получен первый промышленный приток нефти из морской части складки. Однако строительство одного узкого  моста, из которого, собственно, и состояла эстакада, протянувшаяся через всю ось складки, не могло решить вопроса разработки всей залежи.

Инженером О. Межлумовым впервые в нефтяной промышленности было разработано и внедрено новое по техническому замыслу двух- и многоствольное бурение. С одной буровой установки одним комплектом бурильных труб одновременно и последовательно бурилось несколько наклонно направленных скважин, забои которых при максимально возможном смещении от устья в 500-600 метров охватывают значительную часть разрабатываемой площади.

Новая технология многоствольного бурения осваивалась опытными буровыми мастерами Избербашской конторы бурения А. Сурминым, М. Гаджиевым, Г. Сапожниковым, Н, Тамазовым, а также геологами Н. Чумаковым, В. Воронкиным и Р. Рощиной.

Внедрение двуствольного бурения стало новым прогрессивным методом. Экономический эффект такого бурения позволил тресту «Дагнефть» сэкономить много материальных средств и оборудования и получить дополнительно только с моря около 60 процентов добытой нефти на Избербашской площади.

Двуствольное бурение в настоящее время является основным направлением в разведке и для следующих разработок новых залежей и открытых месторождений на востоке нашей страны.

Государство высоко оценило труд и новаторство нефтяников Дагестана. Группе нефтяников республики – О. Межлумову, М. Гаджиеву, А. Сурмину – за внедрение нового двуствольного бурения в 1952 году было присвоено высокое звание лауреатов государственной премии СССР.

Следует сказать, что нефтяники оказались первыми не только в открытии двуствольного бурения. У нас впервые опробовалось, а затем успешно применялось бурение с помощью гидробуров, прошло свое опытное испытание бурение долотами значительных диаметров для последующего его внедрения в мостостроительстве. Нефтяники Дагестана впервые в Советском Союзе открыли и доказали возможность скопления нефти в трещинах коллекторов. Были открыты и затем разрабатывались месторождения с коллекторами подобного типа в Селли, Гага, Ачису, Махачкале и Шамхал-Булаке.

 

ОСНОВАТЕЛЬ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

 

Одним из первопроходцев нефтяной промышленности Дагестана был Магомед Азизович Азизов.

Всю свою сознательную жизнь он посвятил нефтяной отрасли. У Магомеда Азизовича она прошла в труде и созидании. У него было одно увлечение, которое называется работа.

4 3Однажды Магомеда попросили подсчитать, сколько же раз с 1959 года он участвовал в бурении скважин вместе с товарищами на разведочных участках бурения, в экспедиции глубокого разведочного бурения «Дагнефти», сколько за время его работы было получено фонтанов нефти и газа? Не смог он этого сделать.

Было время, когда некоторые горожане по незнанию задавались вопросом, а что особенного сделал бурильщик, буровой мастер Магомед Азизов. Его достижениям в труде можно только позавидовать. Он – кавалер ордена Ленина, награжден медалями, установил всесоюзный рекорд скорости проходки скважин глубиной до четырех километров. В числе лучших был назван Магомед Азизов в постановлении ЦК КПСС, занесен в Книгу трудовой славы Дагестана и в Книгу Почета министерства нефтяной промышленности СССР.

Его беспокойная кочевая и неуютная жизнь прошла на буровых скважинах, когда зимой негде было погреться, когда буровик порой не имел горячей пищи, не спешил с вечерней зарей к домашнему очагу.

На работе для Магомеда важно было, чтобы вместе с ним работающие добросовестно выполняли свои обязанности, были хорошими людьми. Всегда заботился о том, чтобы в бригаде соблюдалась дисциплина. Призывал рабочих трудиться от души, уважать друг друга.

«Каждая буровая бригада вроде маленькой семьи, – говорил Магомед Азизов. – У мастера должен быть истинный авторитет, он обязан трудом доказать и завоевать уважение в коллективе. Бурового мастера должны отличать серьезное отношение к делу, умение не теряться в сложных условиях, в экстремальных ситуациях четко и быстро принимать верные решения. Бригада может выполнять поставленную задачу, добурить до заданной отметки за счёт слаженных коллективных усилий, использования накопленного годами опыта, инженерной поддержки.

Много раз Магомед Азизович переходил в отстающую бригаду объединения «Дагнефть». Считали, что Азизов больше, чем кто-либо другой способен наладить работу, подготовить квалифицированных бурильщиков, научить молодых мастерству. Многие, кто с ним трудился, называли его своим наставником, хотя в общем он на специальных курсах подготовки бурильщиков и их помощников не преподавал. Учил не из желания поучать, а исходя из необходимости передать опыт и знания следующему поколению нефтяников, для того чтобы люди на буровых работали лучше и не делали ошибок, стоящих иногда жизни.

Магомеда Азизова можно назвать человеком труда, настоящим нефтяником, и мы, избербашцы, можем гордиться тем, что являемся земляками замечательного человека, основателя нефтяной промышленности Дагестана, сделавшего для развития города очень много.

 

КАК Я СТАЛ БУРИЛЬЩИКОМ

 

Из воспоминаний Героя Социалистического Труда, ветерана нефтяной промышленности, бывшего первого секретаря Избербашского горкома КПСС Гусейна Азизовича Азизова. 

4 4«Конечно, я не думал, что стану бурильщиком, когда бегал босоногим мальчишкой по аулу. Да что там я, взрослые в нашем селении не знали, что есть такая специальность – бурильщик. Позже два года проучился в педучилище. И успехи как будто были неплохие, но не почувствовал я призвания к деятельности учителя.

И тут узнал, что в Избербашском ремесленном училище готовят бурильщиков, и поступил туда. Успешно сдал экзамены и получил 7 разряд.

Меня направили в бригаду опытного мастера. Здесь я прошел настоящую рабочую школу, многому научился. Работал в бригаде молодого мастера Али Исаева. Бригада  у нас была сплоченная, трудолюбивая, все буровые мы сдавали со значительным ускорением. За год  проходили 6000 метров вместо 3150, положенных по плану.

Мы выполняли программу двух лет и всегда трудились в счет следующего года. За все годы работы бурильщиком моя вахта считалась лучшей. Часто меня спрашивали, что помогает добиваться высоких показателей? Скажу откровенно: каких-то особых секретов у меня не было. Нужно с душой относиться к работе, совершенствовать свое мастерство, трудиться добросовестно.

Работал я на буровой скважине месторождения «Селли» с 1954  года. За это время хорошо изучил геологический разрез площади, знал, какие породы как лучше проходить и какими долотами. Когда мы бурили скважины №№ 29 и 30, то весь участок прошли глинистым раствором с удельным весом намного ниже, чем рекомендовано в геологическом наряде. Это давало нам большую экономию времени и гематита. Значительного ускорения мы добились и потому что бурили турбобуром. Одним долотом мы проходили 300-500 метров вместо 10-150 по норме. Все это помогало нам добиться рекордной проходки.

Когда приступили к бурению скважины № 39, на участке очень плохо было с гематитом. Мы пробовали бурить чистой водой и прошли так 700 метров. Правда, это требовало от нас, бурильщиков, большого  внимания, четкости. Ведь малейший промах мог привести к аварии, прихвату инструмента, как это случились с бригадой Ибрагимова на скважине № 61.

Отлично трудились в нашей бригаде помощники бурильщиков Андрей Соколов, Гасан Гусейнов, моторист Николай Вехов, бурильщик Магомед Гаджиев, слесарь Леонид Екимов».

 

Он в недрах всё найдет, достанет,

Он знает тайны глубины.

Пусть нефти черные фонтаны

Бьют из земли родной страны! 

 

Это о нём – о нашем герое Гусейне Азизове.

 

Из книги «Город мира и созидания»

Артура Чупалаева.

Яндекс.Метрика