Внимание! На сайте ведутся профилактические работы. Приносим извинения, за технические сбои.

 

ПИОНЕРЫ-НЕФТЯНИКИ

 

3 0В 1932 году геолог В. Знаменский под руководством И. Брода проводил работы по выявлению рельефа и структуры пород, слагающих морское дно в районе Избербаша. А позднее в 1936 году геолого-разведочная морская партия геолога Г. Шаповалова проводила структурное бурение баркаса, в днище которого был сделан колодезь для спуска через него бурильного инструмента и обсадных труб.

 

Работа проводилась в сложных метеорологических условиях. Частые северо-восточные и юго-западные ветры сносили баркас с точки. Чтобы удержаться на ней, баркас приходилось ставить на шесть якорей. С большим трудом все-таки удалось выявить структуры подводной части. Предполагалось, что нефть залегает под Каспийским морем, что подтверждали также скважины, пробуренные на суше.

Вот здесь-то инженер Б. Рогинский блестяще разрешил техническую проблему, предложив морскую эстакаду.

В 1948 году приступили  к сооружению этой эстакады, которая тянулась от берега вглубь моря на несколько сот метров. Было трудно забивать сваи. Часто созданное с трудом уничтожалось морскими волнами. Ведь берег не был защищен ни бухтой, ни волноломом.

В 1952-1953 годах выдалась жестокая для наших мест зима. До самого горизонта море было покрыто торосистым льдом, который угрожал смять эстакаду. Коллектив нефтяников мужественно боролся с наползающим на сооружения льдом, но опасность не уменьшалась. Решили пригласить бывшего начальника полярной станции «Северный полюс-1» Ивана Дмитриевича Папанина, недавно вернувшегося на Большую Землю.

Под руководством Папанина нефтяники применили взрывные работы, багры для отталкивания напирающих на эстакаду льдин, и ее частично отстояли. Эстакада имела общую длину около девяти километров. Свыше шестидесяти скважин было пробурено с нее, и половина этих скважин давала нефть, из которых за эти годы было добыто около полутора миллиона тонн «черного золота». Гигантский труд нефтяников был вознагражден. На базе нефтедобычи вырос промышленный город Избербаш.

Пронесшаяся шквалом война разметала и разбросала первых геологов-нефтеразведчиков по всей нашей необъятной стране. Но некоторые из них остались верными Дагестану. Главный геолог нефтегазодобывающего управления В. Воронков пришел в избербашскую нефтеразведку юношей, ходил в коллекторах, с годами рос и совершенствовался как специалист, потом с автоматом в руках прошел через огонь Великой Отечественной войны, защищая Родину от фашистских захватчиков. После войны вернулся в Избербаш.

Николай и Ефрасинья Чумаковы тоже пионеры Избербаша. Сколько тысячи километров пройдено от буровой к буровой за долгие сорок лет, и не счесть! Ефросинья Ермолаевна одна из первых работниц химической лаборатории. Светлой памяти заслуживают первые геологи и руководители «Дагнефти» А. Быдтаев, С. Мусаев,   Г.  Исаев. В самые трудные годы они стояли у истоков нефтяной промышленности нашей республики.

Бурение тогда вели ударно-вращательным способом (турбобуров не было), да и этого инструмента не хватало. Мало было и местных кадров. Из ближайших аулов, а позже с фронта приходила молодежь и садилась за учебники. Кадры росли медленно и трудно. Геолог послевоенных лет Е. Озерина подхватила эстафету первых специалистов, неоднократно избиралась депутатом горсовета и Верховного Совета ДАССР. Ей присвоено звание «Заслуженный нефтяник ДАССР».

Более 20 лет Елена Ивановна возглавляла геологическую службу Избербашского НГДУ.

1936 год. Первый фонтан нефти. Пусть за ним ударили десятки, сотни других, но первый дорог и как «родоначальник» дагестанской нефти, и как вдохновитель надежд.

Этих людей фотограф специально не собирал, они собрались поглядеть на это чудо – нефть.

На фото: пионеры-нефтяники.

 

3 1ПАСПОРТ СКВАЖИНЫ

 

Семь предыдущих скважин оказались «пустыми», не дали результатов. Многие теряли надежду.

 

«Надо искать», – твердо настаивал главный геолог Игнатий Осипович Брод.

«Если восьмую доведем, будет нефть», – вселял уверенность молодой геолог Салих Мусаев.

Они оказались правы. Пусть об этом расскажет паспорт скважины.

В длинном ряду тоненьких тетрадок, в которые занесена родословная избербашских скважин, эта стоит первой. Подклеенный переплёт, загнутые потертые  углы, выцветшие строчки, пожелтевшая от времени бумага. Паспорт скважины № 8. Паспорт-ветеран. Он, как правофланговый в полку, открывает счет «нефтяной гвардии». За три  десятилетия, умножая строй, встали за ним сотни тетрадок-паспортов.

Открываем пожелтевшие страницы. Чем-то далеким, романтичным веет от многочисленных лаконичных записей. «Скважина № 8. Дата заложения – 28 ноября 1934 года. Бурение начато 1 марта 1935 года. Бурение окончено 11 апреля 1936 года. Глубина 1652,5 метра».

Перелистываем тетрадь. Исписанная убористым почерком, она  повествует о нелегком труде нефтяников. Все выпало на долю первооткрывателей. Познание неизведанного и горечь разочарования от ошибок, допущенных аварий, катастрофические поглощения глинистого раствора  и столь же опасные для скважины внезапные и бурные газопроявления. Не единожды приходилось нефтеразведчикам ликвидировать прорывы труб, латать обсадную колонну, оберегать ствол от обвалов породы.

Почти полтора года длился поединок с недрами, пока разведчики смогли перевернуть очередную страницу с графой «Процесс освоения скважины» и записать долгожданные слова. «12 апреля 1936 года, через 13 часов 30 минут после подъема инструмента, в скважине начался перелив. С 0 часов 30 минут до 5 часов 45 минут дебит передвигающегося раствора увеличился с 17,3 до 172 кубометров в сутки. Были периодические выбросы глинистого раствора на высоту до 20 метров».

Чуть ниже еще запись: «В 5 часов 45 минут выбросы перешли в фонтанирование сначала раствором, а затем ударил нефтяной фонтан на высоту до 40 метров».

Надо было срочно перекрыть фонтан. И тогда буровой мастер Карамов, бурильщик Тишевский и инженер Лисецкий бросились к устью скважины, чтобы закрыть задвижку. Удача сопутствовал им лишь с третьей попытки. Фонтан стал спадать.

Потерявших сознание Тищевского и Лисецкого товарищи вынесли от устья на руках. Со стороны поселка к буровой бежали взрослые и дети, радостное оживление охватило весь поселок нефтяников.

Весь о фонтане на восьмой буровой всколыхнула всю республику. Нефтяники Избербаша принимали свои первые поздравления. 

 

ЗАРОЖДЕНИЕ ГОРОДА

 

В 1937 году И. Брод опубликовал статью, в которой рассматривается вопрос обо всех нефтяных залежах Северо-Восточного Кавказа. В соответствии с предлагаемой классификацией намечались рациональные методы разведки залежей разных типов.

3 2Избербашское месторождение открыто!

Нарком тяжелой промышленности СССР Г. Орджоникидзе, изучив материалы, издает приказ о форсировании бурения в Избербаше. Со всех концов страны сюда направляются группы строителей, буровиков, нефтяников. Воздвигаются жилые дома, открываются новые службы. «Железный нарком» лично следит за развитием нового промышленного центра на западном побережье Каспия.

В связи с этим в 1936 году ставятся вопросы об организации и открытии школ-интернатов, о введении в школе 6-классного образования, так как школьное обучение в то время состояло всего из 4-х классов. Шло обучение и взрослого населения. Для этого было предложено рабочему аппарату поселкового совета депутатов организованно провести учет неграмотных и малограмотных. Строится школа, благоустраивается поселок. В то время не хватало преподавателей. Один учитель вел уроки сразу в двух классах. Из 400 жителей поселка обучались 270. Среди трудящихся была велика тяга к знаниям.

2 февраля 1937 года на заседании поселкового совета врачу Мусаеву дано задание подготовить больничный инвентарь, отремонтировать помещение, руководить медперсоналом нефтепромысла до особого распоряжения наркомздрава. Вскоре такое распоряжение выносится.

Затем организуются секции: промышленная, по благоустройству, финансовая, народного образования, здравоохранения, торгово-кооперативная, ревзаконности, а также секция охотников.

Документы поселкового совета рассказывают, как устанавливались первые дежурства при скорой медпомощи, открывались столовая, торговый ларек на территории Нового городка, решался вопрос о транспорте для переброски рабочих и служащих на места работы и обратно. Год от года растет поселок. Вырастают новые дома, появляются улицы. Первая улица называлась Базарной. Прилегающая к ней улица называется Подгорной, а третья – Рабочей. Поселок, располагавшийся около Нового городка, носил имя Нагорного. В 1938 году в поселке Избербаш насчитывалось 400 человек, а в 1960 году население теперь уже города выросло до 1100 человек.

По мере разработки и увеличения добычи нефти росло и население, строились новые дома, улицы. Все больше становилось зелени, появились сады и виноградники.

Поблизости с рабочим поселком строится Новый городок. Вырастают каменные жилые здания, Даргинский драматический театр, средняя школа № 1.

Особенно быстро растет молодой Избербаш в послевоенные годы. Старый городок расширился, подался в сторону Нового городка. Большим толчком к росту города послужило строительство морской эстакады и начало разработки месторождения нефти на море. Строительство началось в 1948 году. Для этого создается новая строительная организация «Изберг-море».

Избербашская эстакада – первое гидромеханическое сооружение подобного рода. Она ушла далеко в море. Над волнами Каспия появилась вышка.

Для подготовки квалифицированных мастеров по добыче нефти и бурению в 1943 году открывается школа ФЗО, которая в 1947 году реорганизуется в ремесленное училище по механизации сельского хозяйства. С 1955 года оно называется техническим.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июня 1950 года Избербаш отнесен к категории городов республиканского подчинения.

Начинают активно функционировать отделы исполкома: народного образования, финансовый, плановая комиссия. Инспекция Госстраха обслуживала в то время не только Избербаш, но и Каякентский район.

С мая 1951 года выходит газета «Нефтяник», впоследствии названная «За коммунистический труд» (с января 1960 года). С 1956 года она выходит три раза в неделю на 4-х  полосах. С апреля 1965 года газета переименована в «Избербашский рабочий», в сентябре 2001 года – в «Наш Избербаш».

С 25 июня 1952 года в Избербашский округ входили Акушинский, Дахадаевский, Кайтагский, Каякентский, Лакский, Левашинский, Сергокалинский и Цудахарский районы.

Город вступает в новую фазу развития. Ведется крупное строительство, благоустройство. В колхозах Избербашского округа бурно развивается виноградарство и садоводство.

В материалах архива города можно встретить немало документов, свидетельствующих о самоотверженном труде избербашцев, об их повседневной борьбе за выполнение и перевыполнение заданий пятилеток. Наращивает производственные мощности завод электротермического оборудования. Его продукция приобретает более широкую известность. Создается комбинат бытового обслуживания. Ранее бытовые нужды удовлетворялись артелью «Кооператив».

Из книги А. Чупалаева «Город мира и созидания».

Яндекс.Метрика