НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВОСПИТАНИЯ ВНЕ ТРУДА И БЕЗ ТРУДА

 

Сегодня проблема трудового воспитания молодёжи архиважная, имеет социальное, психологическое и педагогическое значение. Начинать надо в школе (а вернее продолжать). Я разделяю слова В.А. Сухомлинского: «Трудовое воспитание начинается за партой, за книгой – это главный и самый сложный станок, овладеть которым не так просто». Если мы зададим ученикам вопрос «трудно или прекрасно работать?», то услышим ответ «работать трудно». Но если воспитывать детей, осознавая, что не может быть воспитания вне труда и без труда, то уже через определенный промежуток времени (может год-два и более) ответ будет другим «работать надо, хотя и трудно, но зато прекрасно». Трудолюбие нельзя воспитывать одними словами о труде, однако нельзя его воспитывать и без серьезных умных слов. Я считаю, что трудовое воспитание это гармония трех понятий: надо, трудно, прекрасно. «Прекрасно» будет тогда, когда осознаешь «надо» и преодолеешь «трудно». А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств.

Может и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трех начал. Для примера возьмем воспитанников школьного детского дома. Нас с первого класса приучали к труду. И мы не представляли свою жизнь без него. Воспитанники убирали постель, мыли полы в своей комнате, наводили порядок во дворе, стирали личные вещи, готовили еду, работали в мастерской, подсобном хозяйстве. В нас воспитывали готовность выполнять всякую работу, необходимую для детдома. Воспитанник становился сознательным тружеником, готовым делать любую работу, а это достигалось только в длительном, целенаправленном воспитании труда. Посетите сегодняшний детский дом, и вы не увидите ни одного воспитанника, не занятого делом. Лучшие трудовые традиции старшего поколения воспитанников передавались младшему поколению. Тот, кто глубоко переживал это чувство в детстве, отрочестве, юности стремился всегда быть лучше в глазах общества.

Я несколько раз бывал на уроках труда в СОШ №№ 10,11 и 12. Во-первых, учителя труда профессионалы своего дела, любят свою работу и детей. Во-вторых, трудовое обучение здесь является совместным трудом учителя и ребенка. В этих школах хорошо организован учебный труд, в нем всегда есть разнообразие. Перед учениками ставится выполнимая и увлекательная цель, потому на уроке нет равнодушия и отвращения к учебе, дети чувствуют рядом с собой вдохновение и увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком. Надо сделать так, чтобы общественно-полезный труд детей в школе и в городе стал интересным, увлекательным.
Есть мнение, что если ученик усердно выполняет трудовые задания в школьные годы, то с таким же усердием он относится к труду и после окончания школы. Жизнь же убеждала, что это далеко не так. Он может быть морально не подготовлен к жизни, нередко даже при наличии практических умений и навыков. И тому есть немало примеров. Для ученика станет настоящей трагедией, если обу-чив его 11 лет, дав ему знания, дать в руки лопату и сказать: «А теперь будешь работать. Копать надо вот так». Такую трагедию переживают те выпускники средней школы, духовная жизнь, мысли и чувства которых оторваны от жизни.
В школе № 10 учитель труда В. Хлюпин планирует учебно-воспитательный процесс с таким расчетом, чтобы каждый ученик выполнял определенную работу. Педагог пускает в ход все средства: пример коллектива, семьи, самых старательных в классе, талантливых, воспитателя. Он учит работать и объясняет смысл работы, делает все для того, чтобы этот процесс стал интересным. Так, используя весь этот комплекс средств и методов, учитель добивается поставленной задачи: труд для ребенка становится в радость.
Любят работать младшие школьники и в СОШ № 12. Как-то учительница начальных классов рассказала мне, как она с детьми ходила на прогулку в парк. Увидев мусор на поляне, ребята собрали его в кучу, навели здесь чистоту. Позже на уроке дети рассказывали об этом событии, возбужденно перебивая друг друга. Они были очень довольны собой. Для оценки педагогической значимости труда мы видим две стороны: личную и общественную.
В школе № 8 была замечательная традиция – старшеклассники изготовляли для своих младших товарищей ножи и резцы для резьбы по дереву, для вырезания из бумаги и картона, а на 8 Марта для своих учительниц и одноклассниц они готовили в мастерской подарки.
А как было приятно всем, когда в прошлом учебном году экспонат, сделанный руками учащегося СОШ № 11, занял первое место на республиканском конкурсе, а позже был отправлен на всероссийский конкурс, где работа так же получила высокую оценку. Учитель труда школы А. Курбанов вместе со своими учениками активно участвует в благоустройстве и озеленении пришкольной территории.
Вступая в юность, ученик должен видеть результаты своего труда, должен сделать что-то ощутимое для людей. Сегодня необходимо срочно поднять роль учебных мастерских, кружковой работы. Проблемы профессиональной ориентации решаются у нас недостаточно. Мастерские школ плохо оборудованы: не хватает материала для работы с детьми, они технически не оснащены, нет новых станков по дереву и металлу, халатов для учащихся и т.д. Имея мастера-учителя по труду, пора школам самим зарабатывать деньги, создать свой фонд: собирать урожай на учебно-опытном участке в саду, выращивать саженцы роз, плодовых деревьев, наладить производительную работу в мастерских, организовывать сбор металлолома и т.д. – все это представляет собой значительные материальные ценности.
Труд воспитывает в детях аккуратность, уважение к людям скромных и незаметных профессий. Юноши и девушки должны трудиться не только для того, чтобы научиться работать, но и для того, чтобы создать материальные условия для более сложного, насыщенного и интеллектуального труда. Конечно, для этого надо воспитывать у учащихся готовность сознательно выполнять всякую работу, необходимую для школы. Но это моральное качество само является результатом воспитания: ученик может стать сознательным тружеником, готовым выполнить любую нужную работу только после того, как научится осознавать необходимость выполнять самые неприметные трудовые операции, а этого можно достигнуть только в длительном, целенаправленном, совместном воспитательном труде учителя труда и классного руководителя.


Артур ЧУПАЛАЕВ.