СЛУЖЕНИЮ ДЕЛУ И ЛЮДЯМ
Я так хочу, чтобы моя страна,
В корону самоцветов мира
С почтением была водружена,
И засияла там «сапфиром».
Уже девятый год как нет с нами Юрия Анваровича Асламбекова – профессионального строителя, эколога, талантливого журналиста, писателя и поэта.
Мы общественные корреспонденты, общаясь с ним, всегда слышали, как он говорил, что главное в человеке должно быть стремление сделать этот мир лучше, желание быть нужным, полезным обществу, чтобы в памяти людей навсегда сохранилось твое доброе имя.
Прочитав предисловие к его книге «Потоком рвущийся в стремнине», я понял, что первое стихотворение, посвященное полету первого космонавта Земли Юрия Гагарина в Космос, он написал 12-летним мальчиком. Это стало началом его большого творческого пути как журналиста и поэта.
Безусловно, он уже тогда избрал свой особый путь – путь самоотверженного служения делу и людям.
А уже в пору учебы в Томском инженерно-строительном институте появляются лирические стихи, в которых рождается и шлифуется образное мышление.
Последующие его годы жизни, в период активной трудовой деятельности в строительстве, в партийно-советских органах в нашем городе формируется его особый литературный и поэтический стиль.
В эти годы в свет выходят его два рассказа «Страх» и «Алексей». В первом рассказе «Страх» автор делится с нами о жизни в Сибири, вспоминает, как доносила иногда людская молва леденящие душу подробности очередной истории с незадачливыми таёжниками. Вспомнил он и случай, который произошел с ним, когда с ребятами ходили с ночевкой в тайгу. Среди ночи, когда все улеглись, Юрий, выйдя в лощину в поисках дров для костра, заблудился, потеряв всякую ориентировку.
Только к утру до его слуха отчетливо донеслось очень далекое и монотонное: «Та-та-та-та»… Он пошел на него. Выйдя на просеку, увидел маленькую леспромхозовскую лесопилку, где его встретили рабочие, облобызали и накормили.
Вот так и для Юрия Анваровича добрая и хлебосольная «тайга-матушка» стала однажды злою мачехой.
В рассказе «Алексей» для Юрия Анваровича человек – высшая ценность.
Рассказывая об Алексее, которого все называют Алкашом, он стремится перевоспитать его, хочет найти возможности устранить этот порочный недостаток в человеке, в котором пагубная страсть к алкоголю разрушила здоровье и коснулась его разума.
Человеческое внимание к нему Юрия Анваровича в нем что-то преобразило. В речи появилась страсть, Алексей всегда стремился быть рядом с Юрием Анваровичем. Многие перестали называть его по кличке. Однажды Алексей подошёл к своему запретителю и предложил ему стакан водки, говоря: «Я больше не буду, выпей ты, а если не выпьешь, я её… вылью». Юрий еще пуще накинулся на него и презрительно бросил слова: «Чтобы ты вылил водку, да я никогда этому не поверю, Алкаш!».
Алексей взмахнул рукой, и водка тонкой струей потекла ему под ноги, на траву. Через минуту Юрий Анварович услышал странные лающие звуки. Подойдя к чаще, он увидел лежащего ничком Алексея на пожелтевшей хвое и … рыдал.
Всю жизнь, пишет автор в конце рассказа, этот маленький жизненный случай болью отдавался в его душе. Он клял себя за минутную несдержанность, за неумение найти нужные для того случая слова, за ту жестокость и страдания, которые он причинил человеку своим глупым и неудавшимся экспериментом.
Познакомившись с его творчеством, зная его лично, мне сейчас приходит на ум то, что Юрий Анварович был человеком, который умудрялся, несмотря на все удары жизни, оставаться человеком стойким в своей доброте. Хоть и настигали его разочарования, обиды, он не поддавался злобе, цинизму, унынию. А силы ему прибавляло прошлое, где хранятся наши запасы доброты, радости и оптимизма, а чтобы понять жизнь, он наблюдал её сам, вникая в неё.
Стихи о природе наполнены лирическим содержанием. Это его высокая чувствительность в переживаниях, в настроениях органического мира, его отдельных предметов, которых он очеловечивает, ведя с ними интимный разговор, поддерживая их в унынии, давая жизненные советы не печалится, «слезы осушить», а если надо и «косы распустить».
Чуткое сердце поэта откликается и на трагические моменты нашей суровой действительности. Широко известна в Дагестане его поэма «Прерванный полёт», посвященная памяти Гамида Гамидова.
О его прозе я бы сказал так: «У него хороший стиль, т.е. хорошо пишет, а в баснях у него бойкое перо».
Каждая басня – это нравоучительный рассказ.
В художественном творчестве – все созданное творческим воображением писателя – это вымысел, когда на основе глубокого изучения жизни, а в нашем случае Юрием Анваровичем Асламбековым, им созданы художественные образы в прозе, в поэзии и в баснях. Это еще М. Горький отмечал, что «мало наблюдать, знать, изучать, необходимо еще и «выдумывать, создавать».
Талант – это когда художественный образ достигается путем творческого воображения, при помощи художественного вымысла.
Сказанное автором о Гамиде Гамидове хочу приравнять и к образу самого Юрия Анваровича: «Он обладал прекрасной чертой, ее не воспитать за годы. Во всем всегда такой простой, каким бывают от природы».
А родину свою Дагестан он видел «потоком рвущимся в стремнине» к жизненным просторам, к цветущим садам и горным, равнинным долинам.
Виктор ПОЛУНИН.