КОРОНАВИРУС VS ПНЕВМОНИЯ

 

5 1Медицинская тема с утра до вечера. Всюду. И лавина советов «знатоков» – как лечить коронавирус, чем лечить, где лечить... В тень ушли проблемы инфарктов и инсультов, опухолей и диабета. Главенствует пневмония. Не коронавирус страшен. Страшна порождённая им пневмония. А как на самом деле? Об этом рассказал в интервью «Российской газете» пульмонолог Минздрава РФ, член-корреспондент РАН Сергей Авдеев (интервью мы печатаем в сокращении).

 

– Чем нынешняя пневмония, порожденная коронавирусом, отличается от известной нам обычной пневмонии?

–  Нынешняя атипичная пневмония, она же вирусная пневмония, действительно отличается от внебольничной пневмонии, с которой мы имели дело раньше. Хотя вирусные пневмонии известны нам достаточно давно. Вспомните пандемию гриппа H1N1. Но пневмония, связанная с новым коронавирусом, протекает необычно. Это связано с тем, что у пациентов с COVID-19 мы наблюдаем самые разные степени повреждения лёгких с абсолютно разными клиническими проявлениями. Например, появились пациенты, у которых подтвержден новый коронавирус лабораторными тестами. Но у которых нет абсолютно никаких жалоб, симптомов и признаков болезни. Нет ни лихорадки, ни кашля, ни одышки. При этом при проведении компьютерной томографии у пациентов обнаруживаются признаки пневмонии. Мы сегодня столкнулись с фактом возможности развития абсолютно бессимптомных форм пневмоний.

Основная причина госпитализации у большинства наших больных – как раз развитие вирусной пневмонии. У пациентов, госпитализированных в стационар, мы практически в 95-100 % случаев видим изменения, соответствующие пневмонии. Изменения разные, в том числе и очень тяжелые. Одна из особенностей вирусной пневмонии – быстрое прогрессирование, вплоть до развития острого респираторного дистресс-синдрома. Это тяжелое состояние, характеризующееся острой дыхательной недостаточностью, требующее перевода пациентов на респираторную поддержку. В том числе и на искусственную вентиляцию легких. Примерно 10 % больных от госпитализированных нуждаются в такой процедуре.

– Нужны ли особые методы диагностики при ведении пациентов с вирусной пневмонией?

–  Да, безусловно. Сегодня большой акцент делается на компьютерной томографии легких. Этот метод относится к имидж-диагностике, как и рентгенография. Но компьютерная томография – более точная и специфичная методика выявления изменений в ткани легких по сравнению с обычной рентгенографией. Большинству пациентов с COVID-19 как раз и требуется такая методика. Компьютерную томографию я бы поставил сегодня на первое место среди всех имеющихся методов для подтверждения диагноза. По своей чувствительности она даже превосходит лабораторную диагностику для подтверждения вирусной инфекции. Чувствительность компьютерной томографии превышает 90 %.

В то же время у 2-30 % больных COVID-19 возможны отрицательные результаты лабораторной диагностики. Это связано не с качеством реагентов или тестов. Просто существуют определенные условия, которые накладывают отпечаток на результаты. Это время возникновения инфекции, место забора биологического материала, качество забора и так далее. Ситуация следующая. Чтобы тест был чувствительным, мы должны поймать частицу вируса в клетках человека, для этого берется мазок. Но если мазок взять в то время, когда в клетках нет вируса, мы ничего не обнаружим. Это бывает в ранние сроки, это бывает связано с местом забора материала. В носу возможность обнаружить вирус и получить положительный результат выше, чем в ротоглотке. Здесь нет ничего нового, такая ситуация по всему миру. Сегодня для нас самый доступный тест, и фактически пока единственный, основан на методе ПЦР — мы ищем в реальном времени частицу РНК. Обнаружить ее бывает сложно не потому, что тест работает не так, а потому, что в этом месте нет этой частицы. Но мы видим типичную клиническую картину, типичные изменения по данным КТ, типичную лабораторную картину. Такой случай называется «вероятный COVID-19». Эта ситуация отражена в клинических рекомендациях Минздрава. И получается, что с помощью компьютерной томографии сам случай коронавирусной инфекции иногда виден раньше, чем при использовании лабораторных тестов.

– Отличается ли снимок компьютерной томографии у пациента с коронавирусной пневмонией и обычной пневмонией?

– Да, отличия существенные. При COVID-19 практически всегда пневмония двусторонняя, расположена по периферии легких (под плевральной оболочкой). На начальных этапах она имеет вид, как говорят рентгенологи, «матового стекла». При прогрессировании изменения становятся более плотными и распространенными. А затем происходит фаза обратного развития – уменьшение размера и плотности легочных инфильтратов.

– Как лечите новую пневмонию?

– В основном мы применяем лекарственную терапию, направленную на борьбу с вирусной инфекцией. К сожалению, мы столкнулись с ситуацией, когда настоящих антивирусных препаратов, специально созданных против этого коронавируса, у нас, по сути, и нет. Спектр лекарственных препаратов, которые назначаются при коронавирусе, включает в себя те, которые раньше использовались для терапии ревматических заболеваний, ВИЧ-инфекции, рассеянного склероза. Мы их используем у наиболее тяжелых пациентов. В ряде случаев мы видим определенную эффективность данных препаратов. Хотя трудно говорить о том, что эта лекарственная терапия эффективна для всех без исключения больных. И конечно, сейчас во многих странах проводятся десятки исследований, направленных на поиск эффективного лекарства.

Другая важная часть лечения – поддерживающая терапия, и особенно респираторная поддержка. Я имею в виду кислородотерапию, инвазивную вентиляцию лёгких, искусственную вентиляцию лёгких. Это те мероприятия, которые проводятся, когда у пациента есть проблемы с обеспечением кислородом органов и тканей. Основная причина дыхательной недостаточности – та же самая пневмония. Чем больше область поражения, тем больше риск развития гипоксемии – недостатка кислорода.

– Сергей Николаевич, всегда ли нужно пациентов с коронавирусной инфекцией лечить в больнице? Дома можно?

– Так как у большинства заболевших инфекция протекает в легкой форме, то можно сказать, что большинству госпитализация не требуется. В стационар направляют самых тяжелых. Сегодня у врачей есть очень четкие критерии, сигнализирующие о тяжести болезни: одышка, снижение показателей кислорода и другие.

В среднем больной с пневмонией лежит в стационаре 8–10 дней, больной с коронавирусом в среднем лежит в стационаре 15 дней. Дольше на неделю. Коронавирусная пневмония не лечится антибиотиками, как обычная пневмония.

Это было мнение пульмонолога Минздрава РФ Сергея Авдеева. Какими еще симптомами обладает коварный COVID-19?  Многие пациенты старше 65 лет реагируют на заражение коронавирусом внезапным проявлением апатии, головокружением, отказом от пищи и общения, а также склонностью ко сну. Это связано со снижением иммунитета у людей в почтенном возрасте.

Также медики выявили новые осложнения после заболевания коронавирусом. У инфицированных может нарушаться свертываемость крови, в результате чего не исключено появление тромбов.

По мнению части врачей, это осложнение влияет на дыхательные функции, поражая легкие.

К признакам болезни теперь также причисляют конъюнктивит, который наблюдается у 1-3 % пациентов с COVID-19. У пациентов появились зуд, жжение, покраснение органов зрения, светобоязнь и слезотечение.

Кроме всего прочего, о болезни могут сигнализировать кожная сыпь и проступающая на поверхности кожи сосудистая сетка. Кожная сыпь похожа на ту, что бывает при краснухе или кори,  и встречается у 3-5 % пациентов. Чем меньше возраст больного, тем вероятнее у него наличие кожной сыпи. Несмотря на то, что за несколько месяцев уже выработана тактика работы медиков – как, чем и в какой последовательности лечить пациента, – ухудшение состояния может произойти внезапно и радикально.

В Избербашской центральной городской больнице по состоянию на 6 мая на стационарном лечении с двусторонней пневмонией находится 101 пациент. В настоящее время в больнице сообщают, что в результате исследований диагноз «коронавирус» подтвердился у 22 пациентов.

На самом деле заражённых в городе гораздо больше, многие лечатся дома. Есть и летальные исходы по пневмонии, не попавшие в официальную статистику.

Врачи  ИЦГБ убедительно просят при первых симптомах гриппа и ОРВИ – повышении температуры, затруднённом дыхании, кашле, насморке, боли и першении в горле, ознобе – отказаться от посещения поликлиники и вызвать доктора на дом. Кроме того, имея такие симптомы, не ходить самостоятельно в аптеку и по магазинам, а  оставаться дома и минимизировать выход на улицу – этим вы оградите других от заражения. Сейчас доступно заказать продукты и лекарства с доставкой на дом.

Обращаем ваше внимание на очень важный факт – многие заболевшие «подхватили» коронавирус, находясь на церемонии похорон знакомых либо родственников. Конечно, на похоронах  о физическом дистанцировании никто не думает. Те, кто пришел попрощаться с покойным, чаще всего находятся в комнате, закрытом помещении, где концентрация вируса очень высока, даже если в комнате присутствует хоть один зараженный.   

Эпидемия коронавируса изменила многие привычные вещи, даже обряд прощания с усопшими. Здравый смысл буквально кричит о том, что приходить на соболезнования и разносить вирус дальше – это сейчас преступление против собственного здоровья  и здоровья  близких.

Потеря близкого человека – это большая беда, но неспособность родственников утешить друг друга – это еще одна трагедия, но таково сейчас веление времени. И не пойдя на траурную церемонию, вы не принесете траур в свой дом!

Многие люди до сих пор не осознают всю важность и значимость режима самоизоляции. Даже при разрешенном выходе в магазин встречаются со знакомыми, общаются, не соблюдают дистанцию. И ставят себя в опасность контакта.

Вечерами  по городу гуляет много горожан, пренебрегая общими рекомендациями врачей и специалистов, ходят по магазинам, подростки собираются компаниями, днем родители выпускают своих детей на детские площадки. Мало кто носит маски и перчатки, даже заходя в магазин или аптеку.

Нарушая самоизоляцию, люди подвергают опасности и себя, и медицинских работников. 

Поверьте, серьезные ограничительные меры введены не просто так. Ситуация на самом деле очень тревожная. И изменить ее можем только мы с вами! Вместе!

Самоизоляция и карантин не погубят вирус, но они позволят в сотни раз сократить нагрузку на систему здравоохранения. Иными словами, соблюдая режим самоизоляции, мы сможем значительно уменьшить число пациентов, единовременно попадающих в лечебные учреждения. Врачи получат возможность вовремя оказывать помощь каждому больному.

Ведь именно из-за несвоевременных ограничительных мер уже рухнули системы здравоохранения в Италии и Испании. А что происходит в США, где зараженным коронавирусом не находится места в больничных палатах и они лежат на улице. И это преуспевающие во всех отношениях государства!

Давайте будем учиться на ошибках других и не совершать собственные. Давайте обезопасим себя и своих близких. От каждого из нас сегодня в буквальном смысле слова зависят жизни многих людей.

Пожалуйста, оставайтесь дома! Не выходите на улицу без необходимости!

 Анастасия МАЗГАРОВА.

Яндекс.Метрика