ЧТО ДАЛА ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА

ДЛЯ ФТИЗИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ?

 

7 4Основной урок, который преподал коронавирус нам, врачам-фтизиатрам, – это его взаимосвязь с туберкулёзом, а, конкретнее, с вакцинацией БЦЖ. За последние годы все более актуальной становится проблема отказа родителей от вакцинации БЦЖ детям. Это связано с распространяющимися через интернет и СМИ слухами о вредности БЦЖ для здоровья и из религиозных соображений.

  

Кстати, вопрос о вредности БЦЖ для здоровья детей возникал ещё на заре её применения в нашей стране. Чтобы проверить это, советский фтизиатр Б.Л. Яхнис из Ленинграда в 1927 году провел довольно оригинальное исследование: вел наблюдение за 16 близнецами, из которых вводил БЦЖ близнецу с меньшим весом. Через 4-6 месяцев вакцинированный ребенок превосходил невакцинированного по весу. По другим исследованиям подтвердились предположения одного из авторов вакцины БЦЖ А. Кальмета о том, что прививки БЦЖ повышают сопротивляемость организма не только к туберкулёзу, но и другим воспалительным заболевания.

Тем не менее, все это вместе с богатым опытом многолетнего применения БЦЖ во всем мире оказалось недостаточным для ведения эффективной контрпропаганды за сохранение и дальнейшее развитие этого весьма ценного метода профилактики туберкулёза. В итоге доля невакцинированных БЦЖ детей в стране, в том числе и у нас в Дагестане, возрастает из года в год.

Пандемия коронавируса неожиданно дала мощный толчок для реабилитации репутации вакцинации БЦЖ. Выяснилось, что она существенно влияет на снижение заболеваемости, тяжести течения и исход короновавирусной инфекции. Это доказано многочисленными исследованиями во многих странах мира, опубликованных в солидных изданиях.

Приведем наиболее интересные данные из статьи сотрудников Новосибирского НИИ туберкулёза МЗ РФ Я. Шварца и соавторов в журнале «Туберкулёз и болезни лёгких» № 5 2020 г.

По данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний по COVID-19 в 178 странах мира, в 131 стране, выполняющей программу БЦЖ-вакцинации, заболеваемость коронавирусной инфекцией составляла 38,4 на 1 млн. населения, а в 21 стране, где она не проводится –  358,4  на  1 млн. То есть, почти в десять раз больше. Такое же соотношение и смертности – 4,28 и 40,0 на 1 млн. населения! Вдумайтесь, уважаемые! Почти в 10 раз  меньше заболеваемость и смертность по COVID-19 среди прошедших вакцинацию БЦЖ!

Не прибегая к другим многочисленным исследованиям и их публикациям, нам представляется это достаточно веским аргументом позитивного влияния БЦЖ на профилактику, клинику и прогноз коронавирусной инфекции.

Кстати, такая концепция проливает свет на кажущийся изначально парадоксальным факт относительно тяжёлого течения и высокой смертности от коронавирусной инфекции в развитых странах мира – Испании, Италии, США, Англии, Израиле, Франции, Германии и других, – где из-за низкой заболеваемости туберкулёзом давно отменена вакцинация БЦЖ.

Конечно, на заболеваемость и смертность от любой болезни, в том числе и COVID-19, влияют не только вакцинация БЦЖ, но и другие факторы, в том числе условия труда и быта, окружающая среда, наследственность, сопутствующие заболевания и другие. Но трудно себе представить их негативное влияние преимущественно в развитых странах. Скорее, может быть, наоборот. И ничего удивительного в этом нет: в иммунитетах, в том числе и поствакцинальных против различных болезней, есть много общего, и дальнейшие исследования в их изучении могут дать много интересного и полезного.

Это в перспективе, а сейчас, выявленная в ходе пандемии COVID-19 закономерность – большой подарок фтизиатров, акушеров-гинекологов и педиатров в реабилитации несправедливо пошатнувшейся в обществе репутации вакцины БЦЖ в каждодневной работе и санитарной пропаганде.

З.Г. АНГУТАЕВА, главный врач ИМПТД,

К.Ш.  МАГОМЕДОВ, врач-фтизиатр ИМПТД.