ЛОМАЯ ПАТРИАРХАЛЬНЫЕ УСТОИ

 

8 2Есть люди, которые уйдя из жизни, долго заставляют о себе помнить. Такова была артистка Даргинского театра имени Омарла Батырая Издаг Магомедова. Ещё в детстве, когда жила с матерью в селении Леваши, у неё не было равных в пении, танцах. Ими она с увлечением занималась и во время учёбы в детском доме в Буйнакске. Мать её сюда устроила потому, что ей одной тяжело было её растить, так как муж без вести пропал в Великую Отечественную войну. В детдоме о девочке хорошо заботились, старались развить её способности. Ещё больше они развились, когда её перевели в школу-интернат в Махачкалу.

 

Здесь Издаг серьёзно увлеклась и спортом. Бегала на длинные дистанции, стала чемпионкой республики, и ей все прочили большое спортивное будущее. Но неожиданно она оставила спортивные занятия и всецело увлеклась самодеятельным творчеством. Такой поворот в ней произошёл после того, как она побывала в русском и кумыкском театрах и увидела игру своих любимых актрис Б. Мурадовой, П. Хизроевой. Глядя на них, ей тоже захотелось быть на них похожей. В школе под руководством пионервожатой она участвовала в постановках отрывков из различных пьес и покорила своей игрой товарищей и педагогов.

Видя увлечение девушки, учителя посоветовали ей стать актрисой и поступить в даргинскую театральную студию, которая в то время создавалась при Ереванском художественно-театральном институте. Его представители приехали в 1955 году в Махачкалу и отобрали 15 юношей и девушек, которые после окончания студии стали основоположниками Государственного Даргинского музыкально-драматического театра имени О. Батырая.

Среди них была и Издаг, которая с радостью согласилась стать студенткой театрального вуза. Учиться в нём ей было интересно, но трудно из-за того, что ей никто из родни не помогал и жила на мизерную стипендию. Видя её бедственное положение, руководитель студии профессор В. Вартанян устроил студентку на житьё к библиотекарше института Розе Ивановне и написал письмо министру культуры нашей республики, чтобы ей оказали материальную помощь. Письмо профессора уважили, и девушке из Совета Министров Дагестана прислали 400 рублей. Тогда это были большие деньги. На них она купила себе всё необходимое и стала лучше учиться.

Преподаватели студии так заботились и об остальных наших земляках. В свободное от занятий время они их водили на спектакли армянских театров, в оперу, музеи, знакомили с памятниками истории, архитектуры, возили на озеро Севан и в другие достопримечательные места республики. Благодарность и признательность к армянским педагогам навсегда остались в душе И. Магомедовой. Она не раз после института ездила к ним выразить своё сочувствие в трудные для них времена.

Ведь именно благодаря их старанию Издаг и её сокурсники стали профессиональными артистами. Армянские педагоги очень требовательно относились к себе и студентам. Одно слово «я» преподаватель заставил Издаг сто раз прорепетировать, пока не получилось, как надо. Тогда от обиды и досады она плакала. Зато потом спектакли, поставленные под их руководством в институте по пьесам В. Шекспира «Отелло», Ж. Мольера «Плутни Скапена», А. Ширванзаде «Из-за чести», по повести М. Лермонтова «Бэла» и А. Курбанова «Свадьба Кайтмаса», стали фундаментальной основой Даргинского театра. Они в нашей республике произвели настоящий фурор. О них писали во многих центральных газетах и журналах, и немало тёплых слов было сказано об игре И. Магомедовой. Ею созданные образы по праву вошли в сокровищницу дагестанского театрального искусства.

Надо сказать, что в те годы работать в театре женщине-горянке было непросто. Дело в том, что в обществе ещё живучи были патриархальные и религиозные пережитки, унижавшие её человеческие достоинства. Так, дядя Издаг Гасан девять лет не разговаривал с ней из-за того, что она стала актрисой. Газеты, в которых о ней писали и приходили в колхоз, он сжигал, чтобы их никто не читал.

8 3В Губдене, когда театр приехал в первый раз с постановкой «Бэла», на неё пришли одни мужчины. Их предупредили, что представление не начнётся, пока они не приведут своих жён, сестёр и дочерей. Мужчины привели их. Но женщины всё равно сидели отдельно. И когда Издаг, игравшая роль Бэлы, выходила на сцену, вначале они стыдливо прятали глаза. Но потом она их покорила своими глубокими переживаниями, мастерством и пленительной красотой. Они искренне сочувствовали ей и после спектакля выразили девушке своё восхищение и признательность. После этого женщины первыми приходили смотреть на игру любимой актрисы.

В те годы Издаг и её коллеги испытывали и другие трудности. Со своими спектаклями они ездили в отдалённые горные селения на открытых грузовых автомашинах и выступали зимой в неотапливаемых помещениях. Но актрису согревало то, что их везде встречали с любовью и радушием.

В Дейбуке Дахадаевского района был случай, который показал, как люди любят и уважают театр. Артисты за сотни метров на себе несли декорации в клуб, так как автомашина не могла к нему проехать. В подготовке показа им помогал председатель сельского совета, который до конца со всеми смотрел спектакль. А когда тот закончился, он объявил, что у него умер больной сын, и всех пригласил к себе разделить с ним его горе.

В другом селении в том же районе пожилая горянка в честь дорогой гостьи зарезала барана и устроила ей и её коллегам настоящий пир.

Был ещё один приятный момент, когда в селении Санчи Кайтагского района за ними приехал выделенный театру автобус. Артисты, радостные, побежали к нему и заняли в нём себе места.

Хорошо помнила Издаг и то, как ей в 1965 году за создание женских образов в спектаклях «Отелло», «Плутни Скапена», «Бэла» и других присвоили звание заслуженной артистки Дагестана. Заслужила она его и тем, что в театр привлекла свою подругу Написат Баширову и двоюродного брата Наби Ибрагимова. Она их уговорила поступить в тот же Ереванский театральный институт и стать артистами. Они так и сделали и вместе с ней играли в различных спектаклях. Наби оказался очень одарённым артистом, завоевал у зрителей большой авторитет и уважение. Он, как и Издаг, стал любимцем публики, удостоился звания Народного артиста РФ и долго радовал своей игрой зрителей.

Что касается Издаг, то она создала яркие женские образы и в других спектаклях. Так, за мастерски сыгранную роль Агафьи Тихоновны в пьесе Н. Гоголя «Женитьба» она была награждена государственной республиканской премией. Зрители и специалисты запомнили и её игру в роли главных героинь Асият и матери Аминат в спектаклях «Горянка» и «Мать изменника» по произведениям Р. Гамзатова и Х. Арсланбекова. Созданные актрисой образы впечатляли потому, что она старалась глубоко проникнуть в психологию героинь и по-настоящему переживала их драму. Во время игры в спектакле «Горянка» от нахлынувших чувств она заплакала на сцене и заставила плакать сидевших в зрительном зале женщин. Так же проникновенно она играла в спектакле «Мать изменника».

Даргинскому театру Издаг Магомедова отдала 35 лет и воспитала себе на смену немало молодых артистов. В 1976 году ей было присвоено звание Народной артистки Дагестана. И выйдя на пенсию, она не прерывала связи с театром. И когда в нём случился пожар, она первой прибежала  посочувствовать своим коллегам. В 2021 году сердце актрисы перестало биться. Но в театре и зрители не забывают о ней. Своей талантливой игрой на сцене и активной жизненной позицией она много сделала для ломки и изжития патриархальных устоев и воспитания нового человека.

Абдулла МАГОМЕДОВ.

Яндекс.Метрика