«МУЖЕСТВЕННАЯ ПРОСТОТА»

 

3 0Выражение это, принадлежащее талантливому театральному режиссёру, педагогу и драматургу Владимиру Немировичу-Данченко, на мой взгляд, можно смело применить к герою моего очерка Мустафе Абдиевичу Ибрагимову – человеку мудрому и одухотворённому, обладающему энциклопедическими знаниями и высокой интеллигентностью, ставшему лицом Даргинского театра им. О. Батырая. По его мнению, именно «мужественная простота» должна стать кредо единственного в мире театра даргинского народа.

 

7 августа заслуженный деятель искусств РД и РФ, главный режиссёр и художественный руководитель Даргинского театра отмечает свой славный юбилей. Пользуясь случаем, со страниц газеты хочется рассказать об этом удивительном человеке, с детства мечтавшем стать лётчиком, потому что от природы привык двигаться только вверх, прокладывая своим трудом и талантом нужные маршруты.

Жизненный путь его привёл в Даргинский театр, куда 3 октября 1961 года после окончания Аймаумахинской средней школы Сергокалинского района юноша, пройдя все пробы и проверки, устроился на работу артистом. Выходя на сцену с небольшими ролями, юноша чувствовал себя неуверенно, он понимал, что на данном этапе ему необходимо учиться. В 1962 году вместе со старшим братом, который и отговорил Мустафу поступать в авиационное училище, юноша поехал в Ленинград и поступил  в институт культуры им. Н. Крупской. Через год учёбы братьев призвали в армию и, таким образом, частично детская мечта молодого парня сбылась. «Отслужив 3 года в Тамбовском высшем военно-авиационном училище имени М. Расковой, я снова хотел поступить в лётное училище, но и тут старший брат не дал мне сбиться с курса на искусство» – вспоминает Мустафа Абдиевич.

После возвращения из армии и окончания института, в 1972 году он был направлен в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии преподавателем Даргинской национальной студии. В 1973 году поступил в аспирантуру этого же института и завершил учёбу в 1977 году под руководством народного артиста СССР Георгия Товстоногова по специальности «Режиссура драмы».

Художественный руководитель Даргинской студии при ЛГИТМиКе, мастер курса Аркадий Кацман оставил такое напутствие Мустафе Ибрагимову и другим выпускникам даргинской студии: «Я хочу представить талантливых актёров, неспокойных людей, которые достойно понесут в будущем знамя дагестанской культуры…

Они всегда ищут новое в искусстве, в котором, отнюдь, нет лёгких дорог. Только тот, кто идёт без страха и смело вперёд, достигнет побед!» Эти слова, как отсылка к названию статьи, вновь доказывают мужество талантливого режиссёра, за плечами которого путь от артиста, заведующего литературной частью театра (1969 год), режиссёра-постановщика (1985 год),  главного режиссёра (1988 год) до художественного руководителя своего родного театра (2011 год).

Как известно, 70-е годы прошлого столетия принесли Даргинскому театру новый и столь необходимый творческий импульс.

«Мустафа Ибрагимов, взяв в свои руки бразды правления художественной жизнью Даргинского театра с конца 70-х годов, продолжает по сегодняшний день воплощать на сцене гражданскую тематику, нравственную проблематику, вести через свои спектакли живой диалог со зрителями на политические, моральные, философские и другие важные темы.

В последние десятилетия, когда духовные ценности оказались в загоне, когда миром стали править деньги и грубая физическая сила, когда интеллект, светлый ум и чуткое сердце, доброта, отзывчивость все более и более отодвигаются на задний план, Ибрагимов все настойчивее и упрямее обращается к теме нравственности, к проблемам человека и его следа в жизни, его поступков и жизненных проблем. Главный герой его постановок – человек труда. В постановках основной конфликт завязывается между потребителями и созидателями, между подло­стью и добропорядочностью, лицемерием, ложью и правдиво­стью, честностью.

Здесь и вопросы взаимоотношения отцов и детей, морального климата в семье и обществе, бережного отношения к духовному наследию и окружающей природе, отношения к власти и к общественной собственности, нравственных традиций и новых веяний и многие аспекты жизнедеятельности современного человека», – писала в одной из ранних статей друг и соратник юбиляра Гулизар Султанова – заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения.

Но, чтобы быть хорошим режиссёром, нужно попробовать свои силы и в актёрском мастерстве, которого у юбиляра в изобилии в любом возрасте. В его копилке более 10 ролей в спектаклях и в нескольких кинофильмах, а также звание лауреата республиканской премии им. Г. Цадасы за постановку спектакля «Момент истины» Р. Ибрагимбекова (1982 год).

3 2С приходом в театр Мустафы Ибрагимова на афишах чаще стали появляется названия пьес, в основе которых стоят серьёзные проблемы. Это «Гончарный круг», «Горцы на досуге» А. Абу-Бакара, «Поединок» О. Бодыкова, «По скользкой тропе» Р. Ибрагимовой, «Должность» А. Айлисли, «Взятка» Ш. Аджинджала, «Свободная тема» А. Чхеидзе, «Чужое горе» Д. Дылгирова, «Прокурор» Г. Джагарова, «Мы ещё посмотрим» Г. Юсупова, «Ох, ты, мир мой», «Абдал» М.-Р. Расулова, «Остановись, поду­май» Р. Омарова, «Пламя любви» по стихам О. Батырая и др.

Он с самого начала прививает вкус к классике и добротной драматургии как артистам, так и зрителям. Одни названия пьес говорят сами за себя: «Святая святых» И. Друце, «Момент истины» Р. Ибрагимбекова, «Закон вечности» Н. Думбадзе, «Должность» А. Айлисли и другие. В то же время и сам режиссёр не стоит на месте, продолжая познавать всю глубину своего призвания. Этому способствовали годы стажировки в знаменитом Московском художественном академическом театре под руководством народного артиста СССР Олега Ефремова в 1996-1997 годы.

Хочется отметить, что Мустафа Абдиевич приветствует, чтобы его артисты работали с разными режиссёрами, зная, как полезно пробовать себя в разных режиссёрских методах и почерках. И результат налицо. Ряд артистов, которых мы привыкли видеть в одной драматической тональности, в спектаклях приглашённых режиссёров раскрывают себя по-новому.

«Национальный театр – это и очаг, и душа народа, к которому приходят, чтобы согреться у вечного огня духовного наследия народа и чтобы поделиться самым заветным, наболевшим, сокровенным. Мы играем спектакли различных авторов, главное требование к пьесе – высокая художественность. Каждый новый спектакль для меня будто последний в жизни. Стараюсь вложить в него всё, на что способен, а из актёров «выжать» всё возможное. Театр – искусство коллективное. Сценарист, художник, режиссёр, музыкант работают вместе. Но, конечно же, самая главная роль отводится артисту. Моя задача как режиссёра – помочь выявиться его индивидуальности по линии сквозного действия всей пьесы. Пробудить и укрепить в актёрах, занятых в постановке, общую идейную целеустремлённость и, создав на сцене единое, гармонично целостное художественное произведение, реализовать свой творческий замысел», – делится мыслями о своей непростой профессии герой очерка.

Заслуженный учитель Дагестана, историк-краевед и журналист Артур Чупалаев так писал о юбиляре в статье 2013 года: «Мустафа Ибрагимов прекрасно умеет воплощать на сцене все свои задумки, от него зависит судьба каждой постановки, над которой он работает, начиная с корректировки текста пьес, перевода и инсценировки. При этом вся ответственность за успех или провал спектакля ложится на режиссёра с первого дня работы на сцене. Он создал много сценических образов, в которые вложил и свой   щедрый  талант, и чуткую душу актёра, влюблённого в театр и в свою профессию».

Трудно представить Даргинский театр без деятельного участия в его формировании, становлении и развитии художественного руководителя, человека, посвятившего себя трудной профессии режиссёра Мустафы Ибрагимова, ибо его приход в театр и дальнейшая работа были началом стабилизации работы творческого коллектива, отхода от идейно-художественных метаний, возвращения народу сокровищниц национального художественного наследия.

Сам худрук отмечает, что репертуар театра разнообразный, но в первую очередь ориентирован на своего зрителя. «Любители театра по достоинству оценили зарубежную классику – «Криспен – соперник своего господина» А.-Р. Лесажа, «Разбитый кувшин» Генриха фон Клейста, классиков республики – «Насилие» Р. Нурова, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, национальных драматургов – «Расторжение брака» С. Рабаданова, «Бредовый сон» Х. Алиева, современных драматургов – «Предатель» В. Жеребцова, «Материнское сердце» Р. Хубецовой, русских классиков: А. Островского «Банкрот», грузинских классиков: А. Цагарели «Ханума». «В погоне за модными экспериментальными постановками, я считаю, легко потерять своё, исконно родное. Мы – национальный театр, поэтому кроме задачи популяризировать театральное искусство как таковое, перед собой ставим ещё одну цель – сохранение родного языка и культуры» – отметил деятель культуры.

Мустафа Ибрагимов не раз выступал режиссёром сказок и детских спектаклей, которые с большим успехом в разные годы шли на сцене театра:  «Тайна озера Шайтан» Б. Джумакаева, «Долина шаха» Б. Алибекова и Р. Чаракова, «Находчивый Толмас» А. Абдулгафурова, «Гончарный круг» А. Абу-Бакара, «Чёрная бурка» Г. Хугаева, «Однорогий тур», «Гуглахай» Р. Рашидова и другие. В отличие от спектаклей для взрослых в детском репертуаре режиссёр ищет возможность красочно оформить сказку, привлечь маленького зрителя внешней яркостью и сюжетной занимательностью. Ведь юные зрители не терпят фальши. Всё должно быть привлекательно, ярко и понятно, чтобы маленькие сердца бились в такт сердцам артистов.

О том, как работает режиссёр, говорят успехи на театральных фестивалях российского и международного масштабов. Отмечен театр и режиссёрскими наградами, в чем главная заслуга нашего юбиляра. Мустафа Ибрагимов – участник не одного десятка международных и республиканских фестивалей: трижды возил коллектив Даргинского театра на фестиваль «Сцена без границ» во Владикавказ со спектаклями «Шутки Чехова» А. Чехова, «Мать изменника» Х. Арсланбекова, «Мой Дагестан Р. Гамзатова. Со спектаклем «Чёрная бурка» Г. Хугаева принимал участие в фестивалях в Санкт-Петербурге, Астрахани, Элисте, Новокуйбышевске. Со спектаклями «Материнское сердце» Р. Хубецовой, «Гуглахай» Р. Рашидова выступал на фестивалях в Казани, со спектаклем «Завещание» З. Атаевой в г. Саранске.

В 2020 году режиссёром была создана литературно-музыкальная композиция «Хранитель огня», посвящённая творчеству Народного поэта РД Магомеда Гамидова и представленная на III Республиканском театральном фестивале-конкурсе «Воспевшие Дагестан». Со спектаклем «Ханума» А. Цагарели артисты выступили в столице Чеченской республики г. Грозном на II Всероссийском фестивале национальных театров «Федерация» и в г. Майкопе Республики Адыгея, где прошлой осенью состоялся VII Межрегиональный фестиваль адыго-абхазских театров «Кавказский меловой круг».

3 1За большие успехи в искусстве и награды соразмерные! Мустафа Ибрагимов – заслуженный деятель искусств Республики Дагестан с 1992 года, заслуженный деятель искусств России с 2000 года. Он также является заслуженным артистом Республики Ингушетия. Награждён медалями «За доблестный труд», «За заслуги перед республикой», «Патриот России», «За патриотизм» (народное ополчение), почётными грамотами «Смотра болгарской драматургии», Министерства культуры России и Дагестана.

Сам юбиляр так комментирует свой успех: «Итоги моей жизни – мои спектакли и то доброе, что они посеяли в душах людей, а главная награда – зрительская любовь. За 80 лет, более 60 из которых провел в театре, я поставил около сотни спектаклей, планирую по мере сил и здоровья продолжать эту работу. Моя заветная мечта – превратить театр в настоящий храм искусства. А это долгий и кропотливый труд».

С теплотой и уважением отзываются о юбиляре коллеги и артисты. «Мустафа Ибрагимов – член правления Дагестанского отделения Союза театральных деятелей, создатель и руководитель Дагестанской режиссёрской гильдии, многогранный и творческий человек, лучший пример для подражания в профессии и жизни. За плечами Мустафы Абдиевича учёба у корифеев театрального искусства, многолетний бесценный опыт артиста и режиссёра. Его характеризуют настойчивость и в то же время творческое отношение к любимому делу, а мерилом всего является талант. Он пишет пьесы и делает их переводы на даргинский язык, инсценирует прозу, поёт и играет на музыкальных инструментах, является автором стихов на даргинском и русском языках, а также двух юбилейных книг, посвящённых 40-й и 60-й годовщинам открытия Даргинского театра. Так хочется, чтобы он продолжал нести людям свой свет, был на многие годы здоров и оставался творческим долгожителем театра! С юбилеем!»

Маргарита АРСЛАНБЕКОВА,

специалист по связям с общественностью

Даргинского театра им. О. Батырая.

Яндекс.Метрика