КЛЮЧИ ОТ КВАРТИРЫ

 

6 0Абилав только что переселился в новую квартиру и не успел ещё обустроиться, как в прихожей протяжно зазвенел электрический звонок. В это время в квартире, кроме него, никого не было, обе дочери находились в школе, а жена на работе. Сам он сидел за письменным столом за пишущей машинкой и обдумывал заголовок для очередного материала в газету.

Звонок прервал его мысли и, встав из-за письменного стола, он пошёл открывать дверь. Открыв её, на лестничной площадке увидел женщину пенсионного возраста с чуть заметной горбинкой на носу, лица которой, видимо, никогда не знала косметики, а пальцы рук маникюра. Одета она была в сероватое платье ниже колен, на голове такая же сероватая косынка, из-под которой выбивались пряди седеющих волос. На ногах у неё были домашние шлёпанцы без задников.

– Что вам угодно? – спросил у неё Абилав.

– Я ваша соседка, живу на третьем этаже, тоже недавно получила здесь квартиру.

– Очень рад за вас и поздравляю с новосельем.

– Спасибо. Мы ещё не успели всё своё хозяйство распаковать, – говорила женщина. – Мне надо сейчас обед приготовить, а сито никак не могу найти. Не можешь ли ты его мне дать? – спросила женщина у Абилава, бесцеремонно переходя на «ты», как будто она его давно знала. – Как только просею муку, я тебе сразу его верну.

– Сито, говоришь, надо? Кажется, у жены оно где-то было, сейчас пойду поищу его.

Абилав не стал перед женщиной закрывать дверь, пошёл внутрь комнаты и, найдя сито, передал его соседке, которая тот час поднялась к себе в квартиру.А он же, закрыв дверь, вернулся на своё рабочее место, думая о том, что хорошо поступил, выручив соседку. Через некоторое время, просеяв муку, женщина вернула ему сито, снова оторвав его от работы. Но он не придал этому значения, так как работал дома, и к нему и так должны были приходить посетители из города и районов со своими проблемами. У него имелся и журнал для их регистрации.

Вечером, когда жена пришла с работы, Абилав рассказал ей о соседке, которая приходила просить сито. Жена такой новости не обрадовалась и сказала:

– Это никудышная хозяйка, если из-за каждой мелочи бегает к соседям. Теперь она от нас не отстанет.

– Почему ты так думаешь? По-моему, ничего предосудительного нет в том, что она пришла просить сито. Соседи всегда должны помогать друг другу. Ведь не зря говорят, близкий сосед лучше дальнего родственника, – сказал Абилав, не предполагая, что жена окажется права.

На следующее утро только он сел за пишущую машинку, как в прихожей задребезжал электрический звонок. Оставив работу, Абилав встал из-за стола и пошёл открывать дверь, думая о том, что к нему, наверное, пришёл какой-нибудь посетитель. Но вместо посетителя перед ним стояла соседка. На этот раз, даже не поздоровавшись, она попросила у него спички.

– Сосед, дай, пожалуйста, спички. Те что были дома, муж, наверное, с собой забрал. Мне надо газовую плиту зажечь, чтобы еду приготовить.

Абилав немного удивился просьбе соседки, как это можно жить, не имея дома даже коробки спичек? Но не стал вступать с соседкой в дискуссию, а отправился на кухню, на этот раз, прикрыв дверь, чтобы в квартиру не залетели комары, взял там начатую коробку спичек, отдал её женщине и сказал:

– Вот возьми, можешь оставить её себе.

Говоря так, Абилав надеялся на то, что соседка больше не будет его беспокоить. Но напрасно. Через некоторое время она опять позвонила в дверь и оторвала его от работы.

– Ну, что тебе ещё надо? – спросил он её с лёгким раздражением в голосе. – Ты мне мешаешь работать.

– Извини, если помешала. Я хотела попросить у тебя немного соли, – говорила женщина, не обращая внимания на недовольный тон соседа. – Оказывается, я забыла её купить.

Абилава удивил невозмутимый вид женщины и, больше ничего не говоря, он пошёл на кухню, принёс оттуда пачку соли и отдал ей.

– Надеюсь, это тебе надолго хватит, – сказал он, отдавая соседке пачку соли. – Оставь её себе и пользуйся на здоровье.

Соседка взяла пачку соли и, буркнув «спасибо», убралась к себе в квартиру. Абилав же долго стоял, вспоминая слова жены, сказанные в адрес соседки, и размышляя о том, откуда появилась по соседству такая бесцеремонная женщина? Почему она побирается по соседям, прося то одно, то другое, сама не запасаясь всем необходимым?

Путём расспросов он выяснил, что она родом одного из селений предгорного района. Её муж тоже из того же селения. Он работал бухгалтером на нефтебазе и имел немалый заработок. Но денег жене не давал. По слухам, он их тратил на разведённого сына от другой женщины и на свою любовницу. Что же касается его нынешней жены, то у неё тоже имелась замужняя дочь от другого мужа. Дочь не работала, имела двух малолетних сыновей. И видимо, соседка свою пенсию отдавала ей. Теперь Абилаву стало понятно, почему она всё ходит к нему, выпрашивая то головку лука, то картофелину, то лавровый лист, то чайную заварку и ещё что-нибудь. А он по доброте своей не мог ей отказать.

По соседству была ещё одна пожилая женщина, которая повадилась к ним ходить в обеденное время. Она была знакомой его жены, с которой та познакомилась, когда работала учительницей в горах в их селении. Оттуда женщина переехала в город к сыну-инвалиду и жила вместе с ним. Она была уже на пенсии и нигде не работала. Но что интересно, для сына-инвалида и себе обед она не любила готовить. То ли не знала, как готовить, то ли ленилась, то ли от жадности, но в обеденное время предпочитала ходить в гости к знакомым. Когда они угощали её, то, опустив голову, как бы стесняясь, говорила:

– Да вы не беспокойтесь, я недавно кушала.

Хозяева знали, что она голодна и угощали её остатками своей трапезы. А её сын, не надеясь на неё, сам готовил себе еду, иногда даже пировал с соседями.

Обе женщины были вроде не бедные, получали пенсии, а почему побирались, Абилав никак не мог понять. В детстве в те далёкие военные и послевоенные годы он сам побирался в поисках куска хлеба. К этому его и других сельских ребят вынудила нужда. В конце Великой Отечественной войны жители их села обнищали, так как всё отдали фронту и перешли на подножный корм. Они весной питались съедобными травами, из их корней варили суп, иногда пекли из крапивы, конского щавеля и других трав пироги. Но к лету съедобные травы постарели и стали несъедобными, кончились и запасы муки и картофеля. Людям стало нечего кушать, и некоторые родители отправили своих детей, чтобы они не умерли от голода, побираться по чужим сёлам в поисках куска хлеба.

Среди четырёх ребят, которые подобрались из одного тухума, самым младшим оказался Абилав, которому шёл тогда седьмой год. Остальные мальчики были постарше, Гасану было четырнадцать лет, родители ему и поручили над младшими опеку. У каждого из них через плечо висела торба, куда они складывали подаяния. Но в горных сёлах им мало что подавали, так как люди здесь и сами голодали. Потому ребята пошли в низменные села, в которых к тому времени созрели черешня и абрикосы. Урожай абрикосов был такой обильный, что жители сёл, освободив плоды от косточек, разложили их сушить на плоских крышах домов. Они так и алели под жаркими лучами солнца, но недоступны были для голодных ребят. Но те всётаки ухитрились до них добраться. На концах длинных палок они прибили гвозди и, натыкав на них вяленые мякоти абрикосов, доставали их с крыши и ели по дороге. С помощью палок они отбивались и от голодных собак, которые с лаем грозились на них напасть.

В поисках куска хлеба, ночуя во дворах, куда их хозяева пускали, ребята обошли не только даргинские, но зашли и в одно аварское селение в Левашинском районе. Не зная аварского языка, здесь они пытались объяснить людям, что они голодны, с помощью мимики и пальцев рук. Жители села и так поняли, кто они такие, и каждый, кто что мог, подали им. Подкрепившись, отсюда ребята вернулись в Леваши и через Аялакяб направились в сторону Сергокалы. Дорога была трудная и длинная, но мальчики не унывали, шли и шли босиком всё вперёд, надеясь на лучшее. От долгой ходьбы подошвы ног у них огрубели и стали нечувствительны к гравию и попадавшимся по дороге мелким камешкам. Они даже играли, соревнуясь между собой, кто дальше метнёт голыша. Иногда они вспоминали родителей, спрашивали друг у друга, как они там выкручиваются, все ли здоровы?

– Наверно, они за нас переживают, – говорили мальчишки между собой. – Может быть нам уже пора вернуться домой?

– Вот придём в Сергокалу, оттуда сделаем крюк и вернёмся домой с обратной стороны села, – сказал Гасан, старший из ребят. – Я в тех местах уже бывал и хорошо знаю дорогу.

Мальчики послушали его и веселей пошли вперёд. Преодолев перевал, они спустились в ущелье Ая-Кака, где красные партизаны в годы гражданской войны разбили белогвардейский отряд под командованием полковника Попова. Здесь они вдоволь налюбовались на нависшие над ущельем красно-бурые скалы, под которыми простирались поросшие деревьями и кустарниками холмы. На них местами виднелись сорвавшиеся со скал и застрявшие здесь крупные и мелкие валуны. Когда ребята дошли до вытекавшего из-под холма родника, они сделали привал, напились из него холодной воды, отдохнули около него на зелёной лужайке и подкрепились чёрствыми кусочками хлеба, вымочив их в роднике. После отдыха мальчики выбрались на проезжую дорогу и продолжили свой путь в сторону Сергокалы. И тут им сказочно повезло. Их нагнала ехавшая в ту же сторону полуторка, шофёр которой по доброте своей подобрал детей и высадил около Ванашимахи, и отсюда они снова пошли пешком.

День уже близился к вечеру, а до Сергокалы ещё оставалось немало пути, как на ребят обрушилась гроза. Спасаясь от неё, они бросились на мельницу, которая оказалась поблизости. Мельник с женой радушно приняли мальчиков, помогли им обсохнуть, угостили их хинкалом, а Абилава, промокшего до нитки, раздели догола и укутали в овечий тулуп хозяина. В нём он согрелся и проспал всю ночь. От души спали и хорошо отдохнули и его товарищи. Утром мельник стал расспрашивать ребят о том, откуда они и как сюда попали? Они, не утаив ничего, рассказали ему всё о себе.

– Вы, мальчики, просто молодцы, ничего не побоявшись, пустились в такой далёкий путь. Да-а, война всем много бед принесла. На ней и мой сын погиб. Вот с женой теперь мы одни и живём, – говорил мельник, угощая ребят гороховым супом и, указывая на Абилава, продолжил. – Он же такой худой и маленький, наверно, сильно устал от долгой дороги. Вы его оставьте нам, мы его усыновим и вырастим. Зачем ему с вами мыкаться? Пусть останется у нас.

Ребятам у мельника понравилось, ранее никто о них такой заботы не проявлял. Они не прочь были у него ещё отдохнуть. Но и такого предложения они от него не ожидали и растерялись, не зная, что ему ответить. Первым из ребят опомнился Гасан:

– Большое спасибо, дядя, за вашу заботу о нас. Но мы не можем оставить Абилава у вас. Что мы скажем его матери, когда вернёмся домой? Если он не сможет ходить, то мы его на себе понесём.

– Тогда в добрый путь, сынки!

Мельник и его жена, хотя и сами нуждались, но оказались так добры, что снабдили ребят на дорогу ячменным чуреком и ломтиком высушенного сыра. Их поддержка ребятам во многом помогла преодолеть долгий и трудный путь домой. И Абилав никогда не забывал о тех трудных днях, и как это стыдно и унизительно ходить с протянутой рукой, прося подаяние.

Потому ему было непонятно, почему в наше время эти женщины побираются. Соседка его так досаждала, что просто мешала ему работать. Она приходила к нему, прося всякую мелочь, три-четыре раза в день. И он не знал, как от неё деликатнее отделаться. Его осенило, когда смотрел по телевизору фильм «Двенадцать стульев». Там Остап Бендер просящему у него денег беспризорнику говорил: «Может быть, тебе ещё ключи от квартиры дать?» И Абилав, когда соседка пришла просить у него утюг для глажения белья, вместе с утюгом протянул ей и ключи от квартиры, которая закрывалась на английский замок.

– Дорогая соседка, вот тебе ключи от нашей квартиры. Когда тебе что-нибудь понадобится, приходи и бери. Только, пожалуйста, больше не звони в дверь и не беспокой меня.

От предложения Абилава соседка опешила и не знала, что делать. Она явно не ожидала от него такого поступка и некоторое время раздумывала, что бы это значило. Потом опомнилась, взяла утюг и ушла. Вечером она пожаловалась на Абилава его жене, будто он чтото плохое хотел ей сделать. Но с тех пор она больше не беспокоила его своими звонками и просьбами.

Азиз БУТРИН.

Яндекс.Метрика