НЕВЕСТА С БАЗАРА

 

9 0Нередко бывает, что при рождении дочери или сына родители сговариваются с соседями или друзьями породниться, поженив своих повзрослевших детей.

  

Так с колыбели Мариам была засватана за сына соседей Ильяса, который был старше неё и уже бегал на улице. Мариам росла, стала ходить в школу, но никто ей не говорил о том, что она с колыбели засватана за Ильяса. Да и о сговоре давно забыли, так как соседи переселились в Махачкалу, а родители Мариам продолжали жить в горах, работали в колхозе. А Мариам после окончания школы-интерната горянок в Маджалисе поступила учиться в педагогический институт в Махачкале.

Мариам была уже на пятом курсе, когда к ней в общежитие неожиданно явился её бывший сосед Ильяс. Это уже был не мальчик, а мужчина с игривой улыбкой на лице, с лихо закрученными вверх усами и в каракулевой папахе. Он пришёл с букетом цветов, коробкой конфет и, улыбаясь, представился:

 – Салам алейкум, соседушка! Не узнала меня? А, понимаю! Столько лет прошло. Я твой бывший сосед Ильяс. Помнишь, как я тебя, когда ты была маленькая, от соседских гусей спасал? Они так шипели, пытаясь за ногу тебя ущипнуть!

Увидев незваного гостя, Мариам вначале растерялась. Но, узнав его, успокоилась.

– Да, помню этих гусей, они такие злые были, – сказала она, смеясь, и пригласила    гостя в комнату, представив его жившим вместе с ней подругам. – Это мой бывший сосед детства Ильяс.

Тогда подруги, чтобы не мешать им, вышли из комнаты, Мариам и Ильяс продолжили свою беседу. Ильяс рассказал, что после окончания сельхозинститута работал зоотехником в селении Чох. Сейчас он в министерстве сельского хозяйства. Пришёл к Мариам, узнав её адрес от своих родителей. Они же сказали ему, что она с детства была засватана за него. И он теперь хочет узнать, согласна ли она выйти за него замуж. Они с отцом ездили в селение к её родителям, которые сказали им, что они не возражают против их свадьбы, если дочка согласна.

– Как ты на это смотришь, Мариам? Или у тебя есть кто-то другой парень?

То, что сообщил ей Ильяс, для Мариам было полной неожиданностью.

– О том, что мы с тобой с детства обручены, я впервые слышу от тебя, – сказала Мариам, выслушав Ильяса. – Мне об этом никто не говорил. Я также не знаю, как мои родители согласились на свадьбу с тобой, не спросив меня.

– Я не сказал, что они согласились. Они ждут, что ты скажешь.

– Я поеду в селение, поговорю с родителями, что они решат, то и сделаю.

Ильяс ушёл, радуясь тому, что девушка не возражает против его желания жениться на ней. Придя домой, он рассказал об этом отцу. И тот через несколько дней, съездив в селение и встретившись с родителями Мариам, договорился с ними сыграть свадьбу на майских праздниках.

И в назначенный день с утра от музыки, родни и гостей зашумел родительский дом Ильяса. Во дворе на вертелах жарилось мясо, в котлах варились хинкал и вареники, в самодельной пекарне пеклись чуду и чуреки. На столах – бокалы в ряд, бутылки с водкой, коньяком, другими напитками. Уже начали сходиться гости, пришли музыканты, стали раздаваться тосты. Вот-вот зашумит свадьба. Остановка лишь за малым – невестой.

За ней отец Ильяса Раджаб вместе с ним и сватами с утра выехали в селение на разукрашенной «Волге». Но приехав в селение, во дворе невесты они не нашли ни привычного свадебного шума, ни гостей. Они застали сидящих за пустым столом опечаленных родителей Мариам Ахмеда и Зайнаб.

– Салам алейкум, брат Ахмед, сестра Зайнаб! Почему у вас так тихо, не слышен ракна-ханам? Где невеста? – нарочито громко приветствуя хозяев, Раджаб со сватами ввалились во двор.

– Не знаем даже, что сказать, – с опущенными лицами вышли навстречу сватам Ахмед и Зайнаб. – Мариам не хочет замуж выходить.

– Как?! Мы же обо всём договорились! Что она выдумала?! – Раджаб был вне себя от    злости. – Где она сама?

– Не знаем. С утра ушла из дома, сказала, что поедет к подруге. И велела передать эту записку жениху.

– А ну, давай её сюда! Что там написано? –  Раджаб вырвал записку из рук Ахмеда и громко прочитал. – «Ильяс! Я не выйду за тебя замуж. Ты меня обманул. У тебя, оказывается, есть жена и сын. Вернись к ним».

 – Откуда она узнала?! – остолбенел Ильяс. – Я с бывшей женой разведён и у меня с ней нет никаких отношений.

– Негодяй! – накинулся Раджаб на сына. – Почему ты об этом Мариам не сказал?!

– Думал, что, узнав об этом, она откажется выходить за меня. Но откуда она узнала, что я…

– Не важно, откуда узнала, – со злостью перебил его Раджаб. – Важно то, что по твоей вине наша свадьба сорвалась... О, что же теперь делать?! Что жене и родне я скажу, и что о нас люди будут говорить?! – Раджаб в отчаянии схватился за голову. – А кто мне мои затраты возместит?! Негодяй, это ты во всём виноват!

В отчаянии Раджаб чуть было не бросился на сына с кулаками. Но сваты вовремя остановили его, стали успокаивать его, говоря, что сын ни в чём не виноват, надо возвращаться домой и объяснить людям сложившуюся ситуацию. Опечаленный и оглушённый случившимся, Раджаб с сыном и сватами, не попрощавшись с Ахмедом и Зайнаб, вышли с их двора, сели в «Волгу» и решили вернуться домой. Но отъехав немного, Раджаб остановил машину и сказал, обращаясь к сыну:

– Вот из-за тебя свадьба сорвалась. И всё-таки сегодня ты должен жениться. Нельзя допустить, чтобы наши затраты пропали и люди насмехались над нами.

– Что ты, отец, говоришь?! На ком я должен жениться, когда невеста отказала? – удивился Ильяс.

– Где же мы ему подходящую невесту найдём? И согласится ли Ильяс, на ком попало жениться? – удивились и сваты.

– Согласится, это он во всём виноват. А невесту мы найдём. Сегодня аялинская ярмарка, туда со всех мест съехались девушки. Надо среди них поискать, может, кто и согласится выйти за нашего сокола. Посмотрите на него, какой он бравый парень. Да за него любая девушка пойдёт. Только посулите им дорогих подарков, украшений, девушки их любят. Так что вперёд, дорогие мои! Да будет удача с нами!

На аялинскую ярмарку из ближних и дальних сёл сошлись нарядные женщины, мужчины и молодёжь, кто продать свой товар, а кто купить, что надо, а кто просто покрасоваться. От выставленного товара площадь пестрела яркими красками. Что только тут не было: и ковры, и отрезы на платье из узбекского шёлка, и женские платья и платки на любой вкус, мужское одеяние, сукно, и всевозможные фрукты, и даже старые сапоги-вездеходы. Чуть дальше блеяли овцы, мычали коровы.

Гудела ярмарка, как горный водопад. Важно стояли продавцы. Кучка мужчин сгрудилась вокруг овец и лошадей, шёл торг. А там, где с заднего борта машины были свешены разноцветные ткани, как ласточки, щебетали девушки. У каждой на шее, словно облачко, – лёгкая косынка, а глаза их, будто горный ключ, манили и обжигали. Увидев девушек, глаза Ильяса разбежались, он мигом забыл о Мариам.

– Ну, сынок, выбирай любую, – словно сквозь сон услышал он голос отца. – А мы постараемся засватать.

– Я уже приметил, вон ту, в синей косынке, с родинкой под  глазом. – Ильяс кивнул на одну из незнакомок. Сваты тотчас бросились за ней, выспрашивая о том, кто она, откуда. Не прошло и четверть часа, как они вернулись.

– Неудачен твой выбор, Ильяс. Замужем она оказалась.

– Не беда, ищите другую девушку, – заговорил вместо сына Раджаб. – Без невесты я не уеду. Столько потратились, и всё пустить на ветер?!

Сваты опять кинулись в толпу. Уже, не спрашивая Ильяса, сами стали выбирать для него невесту. Как назло, ни одна не подходила. Эти уже засватаны, другие – несовершеннолетние, третьи – замужем. Измученные, проголодавшиеся, сваты вернулись ни с чем.

– Давайте уедем, чего без толку искать? – взмолились они.

Но Раджаб был непреклонен. Раз взялся за дело, надо довести его до конца! Он решил сам поискать невесту сыну.

– Вот что, дорогие, – сказал он сватам. –  Поезжайте домой, играйте свадьбу, а то неудобно оставлять гостей одних. Я сам найду и привезу невесту. А ты, сынок, не волнуйся, – похлопал он Ильяса по плечу. – Невесту я тебе непременно привезу. У меня тут в Леваши есть знакомая, наша землячка, надеюсь, она всё уладит.

Отправив сватов, Раджаб поехал в Леваши, где жила его давняя знакомая Марен, от которой у него имелась внебрачная дочь. Они встречались, когда жили в Сергокале и был в ссоре со своей первой женой, с которой потом развёлся. О своих отношениях с Марен он никому не рассказывал, да и она предпочитала молчать, боясь людских пересудов. Потому она переселилась в Леваши, где её никто не знал. Раджаб иногда тайно приезжал к ней, давал ей деньги для поддержки дочери. Вот и в этот раз, увидев его, Марен обрадовалась, и собралась угостить дорогого гостя.

– Подожди, Марен, не суетись, – остановил Раджаб женщину. – У меня к тебе дело. Хочу, чтобы ты помогла мне. Я собрался женить сына, затеял свадьбу, а невеста отказалась выходить за него и куда-то уехала. А люди дома ждут, когда я привезу невесту.

– А чем же я могу тебе помочь? – Удивилась Марен.

– Может быть, у тебя есть какая-нибудь знакомая девушка, которую никто замуж не берёт, а сама хочет выйти?

– Да, у меня есть соседка, которая в детстве из-за шалостей брата лишилась одного глаза и ходит с протезом. Потому на неё здесь никто не заглядывается. Если твой сын согласится взять её, и ты не возражаешь, думаю, она не откажется от замужества.

– Если она не уродлива, то я согласен. А сын сразу не разберёт с глазом ли она или протезом. Давай, пойдём к девушке и поговорим с ней.

И они вдвоём отправились к девушке и, поговорив с ней и её родителями, объяснили им создавшую ситуацию и убедили её, не засиживаясь в девках, выйти замуж. Тем более, что свадьба у жениха уже идёт, и свадебный наряд для невесты и подарки уже готовы. Раджаб вытащил их из «Волги» и вручил девушке. Марен помогла ей принарядиться, и перед ними предстала настоящая красавица. Родители Амины, так звали девушку, были рады неожиданному счастью своей дочери, согласились отдать её за сына Раджаба и договорились с ним о том, что свою часть свадьбы они сыграют потом. Сейчас же они вместе с дочерью поедут к ним.

Когда Раджаб привёз невесту, свадьба была в полном разгаре. От хмельного веселья и задора раскраснелись лица родственников и гостей. Азартная молодёжь задорно танцевала. Когда они услышали, как у широких железных ворот заскрипели тормоза «Волги» и раздался его протяжный сигнал, все кинулись на улицу.

– Невесту привезли! Невесту! – зашумели кругом.

Когда дверцы «Волги» распахнулись, все увидели невесту в подвенечном платье на заднем сиденье машины. Раджаб взял её за руку, вывел на улицу и повёл в дом к заждавшимся невесты женщинам. Те, увидев под фатой вместо Мариам, другую девушку, очень удивились. Видимо, сваты, ездившие за ней, не сообщили им о том, что Мариам отказала Ильясу, и Раджаб стал искать сыну другую невесту. Теперь он сам вынужден был рассказать жене и родственникам о произошедшем казусе и успокоить их. Женщины остались довольны внешним осмотром невесты, доволен был и жених её красотой и стройной  осанкой.

И свадьба, не останавливаясь, продолжилась с новой силой. И все на ней радовались. Больше всех радовался Раджаб потому, что не опозорился перед сельчанами и не пропали его затраты. Был рад и Ильяс, хотя Мариам отказала ему. Невеста, которую ему засватал отец, вполне его устраивала. Через некоторое время он всё же узнал об её недуге. Но не стал больше искушать судьбу и остался с Аминой жить, пока не погиб в автомобильной аварии, оставив ей после себя двух сыновей и двухкомнатную квартиру.

Азиз  БУТРИН.

Яндекс.Метрика