ТЕАТР ВОСПИТЫВАЕТ

 

5 2Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые были подмечены ещё в древности, но им не было придано особой окраски. Они приобрели актуальность в наши дни и теперь рассматриваются комплексно как специалистами в области искусства, так и самими деятелями культуры.

Об этом и многом другом узнаем из интервью с режиссером-постановщиком Даргинского театра им. О. Батырая, выпускником режиссерского отделения Санкт-Петербургской академии театрального искусства и актерского отделения ДГУ г. Махачкала Рабаданом Ильясовым.

 

– Рабадан Магомедович, вы являетесь режиссером-постановщиком нашего театра с 2017 года, за это время вами было поставлено немало интересных спектаклей. Вы также много раз выступали создателем сказок и детских постановок, которые с большим успехом в разные годы шли на сцене театра. Именно поэтому интервью о воспитательной силе театра я беру сегодня у вас, ведь с ваших спектаклей для многих наших будущих преданных зрителей открывается удивительный мир театра.

– Да, это действительно так, постановки для детей на русском и даргинском языках занимают особую нишу в репертуаре театра, моем послужном списке и режиссерской практике. И я горжусь, что руководство театра доверяет мне одну из самых важных, ответственных и творческих задач – создание детских спектаклей. Ведь сегодняшние юные зрители – это наши завтрашние театралы. И, казалось бы, нет ничего сложного и неординарного воплотить на сцене детскую сказку, но это заблуждение. В детских постановках я особенно кропотливо ищу любую возможность красочно оформить сказку, привлечь маленького зрителя внешней яркостью и сюжетной занимательностью. Ведь дети не терпят фальши и всем сердцем верят в чудо, и чем дольше сохранится эта вера, тем меньше будет зла в этом мире.

– Какая ещё воспитательная работа ведётся в театре?

– Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что театральное искусство не является единственной формой общественного сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку также осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие каждой из этих форм общественного сознания носит локальный характер. Театр же, влияя на сознание большого количества людей, проникая в духовно-эмоциональный мир человека, тем самым формирует его целостный облик: активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, вырабатывает культуру общения и поведения в обществе.

Помимо показов спектаклей на основе произведений классиков и современных драматургов, самобытной даргинской культуры и обычаев, а также постановок, раскрывающих культурное многообразие и духовную общность различных народов, населяющих Россию, приверженных единым общечеловеческим принципам и ценностям, таким как патриотизм, служение Родине, гуманизм и взаимопомощь, в театре проводится множество других воспитательных мероприятий. Это беседы со зрителями перед спектаклями о правилах поведения при угрозе террористического акта; гастрольные выезды с концертными программами ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом; лекции и показы спектаклей в рамках республиканских месячников по тематике неприятия идеологии экстремизма и терроризма, противодействия распространению и употреблению наркотических средств;  беседы со студентами в ходе кураторских часов о профилактике наркомании и безнадзорности в молодежной среде; встречи с участниками СВО и воинами-«афганцами»; патриотические концерты, в том числе с перечислением заработных средств в фонд помощи семьям погибших участников СВО, а также благотворительные показы спектаклей для членов их семей и т.д.

Также обучаются основам безопасности и таким образом воспитываются сами работники культуры. Во исполнение приказа «Об организации комплексной безопасности подведомственных учреждений Минкультуры РД» ежегодно весной проводятся учебно-тренировочные мероприятия с предварительным инструктажем работников театра и дежурной смены охраны объекта по эвакуации и действиям персонала при угрозе совершения террористического акта.

5 3– Подрастающее поколение избербашцев проявляет интерес к спектаклям и мероприятиям антитеррористической направленности?

– Конечно, например, ежегодно на сцене Даргинского театра в рамках реализации республиканской программы по противодействию идеологии терроризма проходят показы спектакля в моей режиссуре «Двойной капкан» на даргинском языке, который посещают старшеклассники, студенты филиала ДГУ и ссузов города, в том числе по Пушкинской карте.

В основе сюжета этой драматической постановки лежит реалистичная история о жизни простого парня Мажида, лишившегося  из-за перипетий судьбы любви, надежды на светлое будущее и в результате этих жизненных потрясений вставшего на неправильный путь, который его и погубил. Кроме режиссёрской работы мне довелось получить бесценный опыт игры на сцене, ведь в этом спектакле я сыграл одну из главных и сложных ролей друга главного героя. Мой персонаж Тагир, став сотрудником правоохранительных органов после гибели жены от рук террористов под предводительством Мажида, разрывается между памятью о друге, которого он считал братом с детства и своим профессиональным долгом бороться с преступностью. В итоге добро, как заведено, побеждает зло, но Тагир оплакивает друга и утраченную навсегда надежду на его возвращение к нормальной жизни в обществе.

Как пишет сам автор пьесы «Двойной капкан», наш земляк талантливый поэт и драматург Гасан Салихов, «конечно, вся эта драма – моя фантазия, но, к сожалению, мы видим, что в реальности могут и уже происходят истории страшнее этой. А чтобы этого не было, пора бы задуматься каждому из нас и понять, что мы единый народ и единая страна, и что сила наша – это сплочение, а не выпячивание чьих либо взглядов и идей, какими бы обоснованными они ему не казались, что свобода – это когда свобода одного или многих не ущемляет и не вредит свободе других. А по мне – и даже слезинки одной живой души…».

Печально констатировать, что экстремизм в молодёжной среде в последние годы стал нередким явлением. Именно молодёжь представляет собой группу риска, склонную в силу возраста и психологических особенностей к агрессивно-экстремистским действиям, таким как нигилизм, радикализм и нетерпимость, разжигание национальной, религиозной, социальной, расовой розни, ненависти либо вражды. А мировоззренческая неустойчивость и случающиеся неудачи в поиске самоидентичности при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности. Поэтому воспитывать неприятие терроризма и жестокости нужно с юных лет, показывая со сцены, к какой трагедии личности и общества может привести неправильный выбор. Театр помогает осознать свою человечность. Сопереживая, наблюдая за другими со стороны, мы можем познавать и самих себя. Театр дает человеку уникальную возможность понять свои страхи, мечты, фантазии, скрытые эмоции, прожить за короткое время чужую жизнь и сделать правильные выводы, чтобы не совершать в собственной судьбе фатальных ошибок.

 

М. АРСЛАНБЕКОВА,

специалист по связям с общественностью

Даргинского театра им. О. Батырая.

Яндекс.Метрика