5 2ОТ ПЕЧАЛИ ДО РАДОСТИ

 

Когда началась Великая Отечественная война, юбиляру было всего 2 года, и лишь позже он узнал, что двое его двоюродных братьев ушли на фронт, один из них так и не вернулся. Поэтому каждый год 9 мая он с товарищами идёт сначала на торжественный Парад Победы, а уже потом отмечает свой день рождения. Для него этот день всегда был и остаётся двойным праздником, который приносит герою очерка противоречивые эмоции – печаль, сменяющуюся радостью, и наоборот.

 

9 мая своё 85-летие отметил заслуженный артист России, талантливый режиссёр-постановщик Даргинского театра им. О. Батырая Нариман Алиев, внёсший весомый вклад в формирование и становление национального театра и сценического искусства Дагестана.

Нариман Магомедович с детства  мечтал сниматься в кино, тем не менее, после окончания школы он принял решение поступить на учёбу в Дагестанский медицинский институт, но провалил экзамен. И, как оказалось, это был первый и самый важный поворот судьбы на предначертанном пути. Юноша увидел объявление о наборе в даргинскую студию в Ереванском художественно-театральном институте и решил попробовать. «Дороги назад уже не было, дома в родном селе Леваши после смерти отца остались мать, сестра и четверо братьев. Возвращаться не хотелось больше всего по причине того, чтобы их не расстраивать» – вспоминает юбиляр. «Руководителем нашего курса на базе первой национальной Даргинской студии при Ереванском художественно-театральном институте был известный сценарист, народный артист Армении Рафаэль Джрбашян».

В институте Нариман Магомедович встретил свою будущую супругу Рашидат, с которой прожил в мире и согласии почти 60 лет! Окончив институт по специальности «Мастерство актёра», с 1961 года работал артистом Даргинского театра. Затем спустя несколько лет вместе с семьёй вновь вернулся в солнечную Армению, чтобы продолжить учёбу. В 1965 году поступил на режиссёрский факультет и параллельно преподавал студентам второй даргинской студии сценическую речь и родной язык.

В 1969 году дважды дипломированный молодой человек возвращается в родной театр. При этом он не только играет на сцене, но и создаёт первые спектакли. Широко были освещены в местной республиканской печати постановки режиссёра Н. Алиева «Лекарь поневоле» и «Жорж Данден» Ж.-Б. Мольера, «Без вины виноватые» А. Островского, «Женитьба» Н. Гоголя, «Предложение», «Медведь», «Трагик поневоле» А. Чехова, «Коня диктатору» М. Карима, «Проснись и пой» М. Дьярфоша, «Хюлледжи» Р. Гюнтекина, «Святая ложь» Д. Дилгырова, «Нур-Эддин – золотые руки» А. Абу-Бакара, «Ровесник весны» Х. Алиева, «Однорогий тур» Р. Рашидова и др. На данный момент за плечами режиссёра около 60 поставленных спектаклей!

Зрители помнят непревзойдённые актёрские работы Наримана Магомедовича, которых было больше сотни. Вот некоторые из них: Кассио («Отелло» У. Шекспира), Скапен («Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера), Человек театра («Забыть Геростата» Г. Горина), Азамат («Бэла» М. Лермонтова), Лабазан («Горянка» Р. Гамзатова), Лобов («Предложение» А. П. Чехова), Лука («Медведь» А. П. Чехова), Алибег Багатыров в одноимённом спектакле И. Байгишиева и Г. Наврузова, а также «Мой Дагестан», «Мать изменника», «Двойной капкан», «Насилие» и др. Во многих ранних постановках он играл на одной сцене с любимой и талантливой супругой Рашидат Алхасовой, которая за годы работы в театре исполнила более 40 ролей разного плана, за что была удостоена звания «Заслуженная артистка ДАССР».

5 3Примечательно и то, что герой очерка прошёл путь от монтировщика сцены до директора. В течение 5 лет Нариман Алиев возглавлял театр, с 1978 г. стал работать главным режиссёром, а с 1987 г. – режиссёром-постановщиком. Из года в год его профессионализм неизменно рос, а спектакли получали и продолжают получать дипломы и премии республиканского и российского значения.

В 1967 г. режиссёр был награждён дипломом 1-й степени во Всероссийском смотре спектаклей драматических, музыкальных и детских театров за исполнение роли Батыра в спектакле «Землетрясение» С. Рабаданова. Спустя три года, в 1970 году, ему была вручена  медаль «За трудовую доблесть» за создание образа Алибега Багатырова в одноимённом спектакле И. Байгишиева и Г. Наврузова.

Режиссёр был удостоен республиканской государственной премии им. Г. Цадасы (1976 г.). Имеет медали «За трудовое отличие» и «Ветеран труда», а также орден «За заслуги перед республикой Дагестан».

Из последних его режиссёрских работ на сцене Даргинского театра можно отметить такие спектакли, как: «В отчем доме», «Моя тёща» Г. Хугаева, «Горькая судьба» Р. Багомедова, «Семя зла» Г. Салихова, «Влюблённые» Г. Наврузова, «Звездочёт» Д. Худайбердыева, «Свадьба Чоная» Ж. Токумаева, а также восстановленная на радость зрителям комедийная постановка «Проделки Токалая» М. Атмурзаева. Она стала прекрасным новогодним подарком для любителей театра в конце 2021 года, и с тех пор каждый показ собирает полные залы. Среди заявок зрителей в соцсетях театра «А можно повторить!?» преимущественно звучит название истории о смешных до слёз проделках Токалая, не умолкают и благодарные отзывы в адрес режиссёра и театральной труппы этого яркого спектакля.

Сейчас режиссёр и артисты театра работают ещё над одной постановкой в жанре комедии «Премудрый Ахмед». Современная пьеса нашего земляка-драматурга Г. Салихова раскроет зрителям историю одной дагестанской семьи, которую объединило рождение долгожданного ребёнка. В ней много внешних комичных приёмов в изображении семейного быта, самоиронии и сатиры, что как раз и характерно для фарса.

Вот что сами артисты говорят о своём мудром наставнике, седовласом аксакале театра, юбиляре Наримане Магомедовиче:

– Его козырь в том, что он понимает, что актёр хочет изобразить, и почему у него это не получается. В таких случаях он поднимается к нам на сцену и не то что объясняет, а показывает, как это надо сыграть.

– Он всей душой болеет за сохранение и распространение родного языка, особенно среди нынешней молодёжи. И демонстрирует любовь к родному языку на собственном примере, перевёл за свою жизнь с русского на даргинский язык больше 30 пьес!

– Очень интересно наблюдать за тем, как сюжет его нового спектакля с каждой репетицией оживает на сцене. Он учит нас, что чудеса обусловлены не только машинерией сцены, светом и звуком, но и внутренним содержанием и самоотдачей артиста. Это и есть настоящее чудо, а его успех как режиссёра обусловлен бесспорным талантом, многолетним трудом и высоким профессионализмом.

Уважаемый Нариман Магомедович, ваша жизнь, как длинная и увлекательная кинолента, наполнена множеством ярких кадров в судьбе и на сцене театра! Пусть все новые цели легко воплощаются в реальность, желаем вам для этого стального здоровья, творческих успехов и неиссякаемого вдохновения!

 

Маргарита АРСЛАНБЕКОВА,

специалист по связям с общественностью

Даргинского театра им. О. Батырая.

Яндекс.Метрика